Пенсионный советник

Уйти нельзя остаться

Миндаугас Карбаускис не собирается увольняться с поста худрука Театра им. Маяковского

«Парк культуры» 19.10.2011, 18:09
Миндаугас Карбаускис ИТАР-ТАСС
Миндаугас Карбаускис

На фоне слухов об уходе недавно назначенного художественного руководителя Театра им. Маяковского сам режиссер заявил, что не собирается уходить со своего поста, но просит городские власти помочь ему решить административные проблемы в театре.

В столичном Театре имени Маяковского возник конфликт между дирекцией театра и художественным руководителем Миндаугасом Карбаускисом, который был назначен на должность лишь пять месяцев назад. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на анонимные источники в труппе сообщило, что режиссер написал заявление об отставке, поскольку у него не сложились отношения с директором театра Евгенией Куриленко. В течение дня обе стороны опровергли наличие разногласий.

В то же время, как сообщили «Парку культуры» в департаменте по культуре Москвы, сегодня на имя ведомства поступила служебная записка, в которой режиссер просит урегулировать административные вопросы в театре.

Как сообщили в пресс-службе «Маяковки», в записке Карбаускис просит руководителей департамента вмешаться в административный конфликт, заявляет о своем желании работать с молодыми кадрами, а в противном случае считает для себя невозможным продолжение сотрудничества с театром.

Для многих экспертов, опрошенных «Парком культуры», такое положение дел стало полной неожиданностью. «Карбаускис всегда говорил, что работать с Куриленко ему комфортно. На своем посту он вел себя даже слишком интеллигентно. Говорил, что ему нужно всех выслушать, со всеми поговорить, а уже потом приниматься за какие-то серьезные дела и подвижки, — сообщил «Парку культуры» источник в Союзе театральных деятелей РФ, — в то время как на самом деле ситуация в этом театре требовала решительных и немедленных действий. Возможно, причина конфликта заключается именно в этом: как стало известно «Парку культуры», в дирекции театра были недовольны якобы недостаточной активностью нового худрука в подготовке новых премьер. Впрочем, известно, что в данный момент Карбаускис ведет работу над несколькими новыми постановками, в числе которых «Таланты и поклонники» Островского и спектакль «Маяковский» – над ним в театре работает Александра Денисова, автор нашумевшего проекта «Зажги мой огонь» в Театре.Doc. В разговоре с «Парком культуры» и господин Карбаускис, и дирекция театра отказались комментировать и суть разногласий, и даже их наличие.

«Все работают на своих местах, это наше внутреннее дело», — заявил Карбаускис.

В департаменте культуры Москвы «Парку культуры» сообщили, что собираются помочь сторонам в поисках компромисса. «Увольнять Миндаугаса Карбаускиса никто не собирается. Идет процесс переговоров, в результате которого будет найден выход, который позволит сохранить и театр, и кадры и устранить возникшие разногласия, — сказал собеседник. — Мы знаем, какие надежды связывают с Карбаускисом и труппа, и критики».

Предыдущий художественный руководитель «Маяковки» Сергей Арцибашев ушел из театра как раз после затянувшегося конфликта с частью труппы: против него выступили Михаил Филиппов, Игорь Костолевский и Евгения Симонова. По их инициативе в январе--марте 2011 года было проведено несколько худсоветов, на которых в вину Арцибашеву ставились слабый репертуар, отсутствие громких премьер, подбор спектаклей и техническое состояние помещения — за эти прегрешения актеры просили столичный департамент культуры рассмотреть вопрос о соответствии худрука занимаемой должности. Дожидаться действий чиновников Арцибашев не стал и подал заявление, отставка была принята, и 23 марта он отработал в «Маяковке» последний день. Правда, несмотря на обещания департамента культуры немедленно найти замену, новый худрук появился у театра только через два месяца; предложения занять эту вакансию отклонили среди прочих Адольф Шапиро и Сергей Голомазов.

Стать художественным руководителем театра согласился Миндаугас Карбаускис, который заступил эту должность 20 мая. Назначение было встречено театральной общественностью с энтузиазмом: молодой режиссер был известен такими громкими работами, как «Рассказ о счастливой Москве» по Андрею Платонову, «Ничья длится мгновение» по Ицхокасу Мерасу и «Будденброки» по Томасу Манну. Оно происходило на фоне серьезных изменений в театральном менеджменте Москвы: примерно в это же время были уволены в связи с истечением контрактов (причем без предоставления четких и определенных объяснений) худрук Драматического театра им. Станиславского Александр Галибин и директор театра «Школа драматического искусства» Алексей Малобродский. Точкой в этом процессе стало увольнение Андрея Порватова, заместителя руководителя департамента города Москвы, отвечавшего за театры: именно ему приходилось сообщать обо всех громких отставках. Затем покинул свой пост и руководитель департамента культуры Сергей Худяков.