На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Я не так уж много сняла»

Скончалась Татьяна Лиознова

Скончалась Татьяна Лиознова — классик советского кино, автор фильмов «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны», ставших частью советской, а затем и российской массовой культуры.

29 сентября в возрасте 87 лет скончалась Татьяна Лиознова — советский режиссер, поставившая фильмы, ставшие классикой отечественной кинематографии.

Лиознова родилась в 1924 году. Она окончила ВГИК, в котором училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой; она вспоминала, что сначала её приняли на актерский курс, но затем она добилась перевода и стала режиссером. Лиознова работала на Студии имени Горького, была ассистентом Герасимова на «Молодой гвардии». Затем черная полоса: её уволили как еврейку, она не смогла работать по специальности и подрабатывала – ассистентом режиссера в театре, обозревателем в «Литературной газете». Но выдержала.

Свой первый фильм она поставила в 1958 году — это была «Память сердца» по сценарию Герасимова, история английского летчика, который во время войны оказался на территории СССР и был спасен русской учительницей (её роль сыграла Тамара Макарова). В ее не самой большой фильмографии букет жанров: есть и сельская драма «Евдокия» (1961), музыкальная комедия «Карнавал», политический памфлет «Конец света с последующим симпозиумом», героические «Им покоряется небо» о летчиках-испытателях реактивных самолетов, драма «Рано утром», которую посмотрели 17 миллионов зрителей.

У Лиозновой была своя, удивительная оптика, с помощью которой она — и зрители вместе с ней — смотрела на жизнь своих современников.

Она виртуозно работала с «производственными романами», позволяя им вырасти в нечто большее, чем скучный соцреализм: в «Им покоряется небо» история из жизни летчиков оборачивается серьезной драмой, не лишенной внутреннего напряжения. Снятая в интерьере одного поезда картина «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе классика советской драматургии Александра Гельмана развернулась в историю о правде и неправде, честности и подлости. В глухом 1980 году эта работа стала настоящим телехитом и имела широчайший резонанс — не меньший, чем спектакли по пьесе, которые шли по всему СССР (сама Лиознова рассказывала, что даже друзья уговаривали ее не браться за эту работу, пугая последствиями).

И были у неё два главных хита — снятые одна за другой две экранизации.

«Три тополя на Плющихе» Лиознова поставила по рассказу Александра Борщаговского — незатейливая история о провинциалке (Татьяна Доронина) и неожиданной встрече в Москве с таксистом в исполнении Олега Ефремова; тему покорения столицы Лиознова еще раз поднимет в 1981 году, сняв «Карнавал» с Ириной Муравьевой.

А в 1973 году на экраны вышли двенадцатисерийные «Семнадцать мгновений весны». Экранизация повести Юлиана Семенова о советском разведчике Штирлице получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а Лиознова — звание народной артистки республики и орден Октябрьской революции. Народной артисткой СССР она станет позже, в 1984 году, после «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавала».

Цветную версию «Семнадцати мгновений весны», вышедшую в 2009 году, она всё-таки приняла — не сразу, но приняла. Правда, говорила, что при просмотре картины в цвете вспоминает съемочную площадку.

Несколько лет назад в одном из разговоров с корреспондентом «Парка культуры» Татьяна Моисеевна пожаловалась, что журналистов и публику в ее творчестве интересуют только подробности съемок знаменитого сериала; реже ее расспрашивают про знаменитые «Три тополя». «Я не так уж много сняла, — говорила кинорежиссер. — Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю».

«Карнавал», кстати, Лиознова считала не менее сложной картиной, чем многосерийные «Мгновения», — во всяком случае, по организации съемок: это был едва ли не первый советский мюзикл, ей пришлось отсматривать множество танцевальных групп, ездить по всей стране, чтобы иметь возможность вписаться в их гастрольный график. Но описывала его иначе. «Карнавал» — фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя», — сказала она в интервью в 2004 году.

Новости и материалы
Путин прокомментировал выдачу кредита ЕС Украине
Путин пообещал улучшать условия для работы молодых ученных
Путин считает, что Европа может в будущем изъять активы мусульманских стран
Путин озвучил прогноз по вводу жилья на 2025 год
Ретейлеры одобрили продажу алкоголя через мессенджер Max
Россиянам объяснили популярность «невидимого сервиса» для богатых туристов
Путин оценил работу кабмина при формировании госбюджета
Путин предупредил ЕС о последствиях изъятия российских активов
«Накопились под носом»: Герой России раскрыл детали освобождения Северска в ДНР
Путин призвал поддержать участников СВО, желающих реализовать себя на гражданке
Российские войска поразили мост на трассе Одесса — Рени
Путин высказался о выполнении социальных обязательств перед россиянами
Путин заявил об обеспечении ВС России в полном объеме
Путин оценил перспективу снижения дефицита бюджета России в 2026 году
Путин рассказал о росте золотовалютных резервов России
Путин спрогнозировал госдолг РФ
Видео: шесть человек погибли в ДТП с Mercedes Gelandewagen в Новосибирске
Петербурженка спугнула пытавшихся угнать ее BMW, когда гуляла с собакой
Все новости