Пенсионный советник

Дело выбора

10 выставок Московской биеннале — выбор «Парка культуры»

Дмитрий Смолев 26.09.2011, 15:00
Работа из проекта «Антропология будущего» 4th.moscowbiennale.ru
Работа из проекта «Антропология будущего»

«Парк культуры» отобрал 10 выставок Московской биеннале современного искусства, которые не стоит пропустить.

Начала работу 4-я Московская биеннале современного искусства. Помимо основного проекта форума, который можно увидеть в залах ЦУМа и центре Artplay, в специальную и параллельную программы биеннале включено более сотни арт-событий. «Парк культуры» выбрал 10 выставок, которые открылись недавно или откроются в ближайшее время.

«Заложники пустоты»
Мысль о том, что пустота в изобразительном искусстве – довольно значимая эстетическая категория, — посещала умы и в далеком прошлом. Однако лишь в ХХ веке стали возникать произведения, где образ пустоты намеренно утрировался и даже возводился в философскую степень. О том, как из супрематизма и прочих авангардных течений выросли иные концепции, связанные с «незаполненностью» художественного пространства, берется поведать выставка в Третьяковке, входящая в программу Московской биеннале. Исторический обзор охватывает почти столетие: от 1920-х годов до сегодняшнего дня. Впрочем, отдельные визуальные примеры «пустоты» датированы еще XIX веком.
24 сентября – 13 ноября.
Государственная Третьяковская галерея.
Крымский вал, 10, тел.: (499) 238 13 78. Вторник – воскресенье с 10.00 до 19.30.

«Полеты во сне и наяву»
Всякого рода полетами – хоть в космос, хоть с комфортом на другой конец Земли – современного человека не удивишь. Однако существует еще и метафизическая, и эстетическая сторона вопроса — именно ей посвящен новый проект галереи «Проун». Правда, устроители настаивают, что на выставке духовные искания все-таки соотносятся с физической реальностью. Частью этой реальности выступает сила искусства – почти материальная. В экспозиции представлены и произведения авангардистов начала прошлого века (упомянем Казимира Малевича, Василия Чекрыгина, Якова Чернихова), а также наши современники – Илья Кабаков, Эрик Булатов, Франциско Инфанте.
25 сентября – 30 октября.
Галерея «Проун».
4-й Сыромятнический переулок, д. 1 стр. 6, тел.: (495) 916 09 00, 762 07 35. Вторник – воскресенье с 12.00 до 20.00.


Дом художника «Южное Бутово/Спальный район»
Кураторы Марина Звягинцева и Юрий Самодуров уже дважды за последнее время отметились масштабными проектами в жанре public art – делали выставки в школах и на улицах. Теперь настал черед обустраиваться в лесопарке. «Дом художника» из заглавия сформирован при помощи строительных вагончиков, обычно именуемых бытовками. Предельно скромный антураж экспозиции не стал помехой для массовости: в 16 вагончиках представлены 44 работы художников и арт-групп, в том числе раскрученных и популярных – среди них «Синие носы», Константин Звездочетов, Сергей Шутов, Александр Петлюра.
25 сентября – 16 октября.
Ландшафтный парк «Южное Бутово» (между ст. метро «Бульвар адмирала Ушакова» и «Улица Горчакова»).

Александр Бродский «Cisterna»
Александр Бродский – один из тех немногих художников, которые интересны всегда, за что бы ни брались. А берется он, как правило, за проекты, заставляющие по-новому взглянуть на давно привычное или, напротив, придающие узнаваемые черты чему-то неизведанному. В нынешнем случае имеет место нечто среднее: Бродский обживает пространство огромной цистерны – не на бытовом, а на художественном уровне. Объект городской инфраструктуры по-прежнему далек от домашнего уюта, но уже перестает быть нейтрально-бесчеловечным.
26 сентября – 2 октября.
Collector Gallery.
Михайловский проезд, 5, тел.: (495) 979 69 54. Ежедневно с 12.00 до 19.00.

«Космическое государство трансцендентальных переворотов»
В изощренном названии этого проекта угадывается его концептуалистская направленность. Примерно так и есть: кураторы Андрей Пригов и Наталия Мали заявляют, что для реализации замысла они привлекли авторов, которые тем или иным образом придерживаются традиций московского концептуализма. А темой выставки должно стать исследование того самого несуществующего государства, расположенного в космосе. Судя по аннотации, проект выходит за рамки утопии или антиутопии и базируется на постмодернистских фантазиях, которые легко можно связать с реальным положением дел на планете Земля.
30 сентября – 23 октября.
PROEKT_FABRIKA.
Переведеновский пер., 18, тел.: (499) 265 39 26. Вторник – воскресенье с 10.00 до 20.00.

«Уильям Кентридж. Пять тем»
Известный южноафриканский художник Уильям Кентридж когда-то начинал карьеру с обличения апартеида, но со временем распространил свои творческие интересы на планету в целом. Постепенно расширился и спектр технологий и жанров: в арсенале у Кентриджа есть и рисунки, и коллажи, и скульптуры, и книги, и анимационные фильмы. Образцы всего этого войдут в гастрольную ретроспективу, проходящую в рамках Московской биеннале. А 1 октября автор обещает блеснуть еще и в перформансе «Я не я, и лошадь не моя», основанном, как ни странно, на интриге из повести Гоголя «Нос»: нынешнее действо вдохновлено работой Кентриджа над сценографией оперы по мотивам гоголевского произведения. Некоторые изобразительные плоды былого контракта с Метрополитен-оперой также представлены в экспозиции.
30 сентября – 4 декабря.
Центр современной культуры «Гараж».
Ул. Образцова, 19а, тел.: (495) 645 05 20. Понедельник – четверг с 11.00 до 21.00, пятница – воскресенье с 11.00 до 22.00.

«Женское нано»
Феминистский уклон в искусстве по-прежнему востребован, даже несмотря на некоторое падение популярности феминизма как такового. По крайней мере, художественные выставки, где участницами являются одни дамы и где предусмотрен сугубо «женский взгляд», в мире случаются регулярно. Не обошлась без подобного проекта и 4-я Московская биеннале. Три десятка произведений, созданных представительницами прекрасного пола (мужчины здесь возникают лишь изредка в качестве соавторов), подразумевают совместную рефлексию на тему научно-технического прогресса. Само собой, гендерно окрашенное восприятие темы гарантируется.
12 октября – 12 ноября.
Музейный центр РГГУ.
Ул. Чаянова, 15, тел.: (495) 250 61 93. Вторник – суббота с 10.00 до 17.00.

Яннис Кунеллис «S.T.»
Будучи греком по происхождению, этот художник принадлежит все-таки итальянскому искусству, поскольку он был в числе «отцов-основателей» знаменитого художественного движения Arte Povera («Бедное искусство») – феномена сугубо апеннинского. От использования бросовых, якобы неподобающих материалов в качестве основы для инсталляций Кунеллис постепенно перешел к иным творческим формам вплоть до живописи, но былая закваска осталась. Нынешняя ретроспектива специального гостя биеннале должна познакомить зрителей как с его ранними работами, так и с достижениями последних лет. Кстати, загадочная аббревиатура в заглавии выставки расшифровывается просто: senza titolo означает «без названия».
27 октября – 24 ноября.
«Красный Октябрь».
Берсеневская наб., 6, тел.: (495) 624 31 53. Вторник – воскресенье с 11.00 до 19.00.

«Эстетика против информации»
Одним из подтверждений интернационального характера биеннале в Москве должен стать прибалтийский проект «Эстетика против информации», курируемый Игнасом Казакявичюсом. В прошлом году в Клайпеде была показана первая выставка из этой программы, где фигурировали художники из России. Теперь с ответным визитом к нам поспешат авторы из Литвы, Латвии, Эстонии. Они исследуют тему взаимоотношений современного искусства и информационного потока, давая понять, что их противопоставление не совсем продуктивно. Впрочем, как и отождествление.
15 октября – 20 ноября.
Галерея искусств Зураба Церетели.
Ул. Пречистенка, 19, тел.: (495) 637 25 69. Вторник – суббота с 12.00 до 20.00, воскресенье с 12.00 до 19.00.

Бертран План «Bump It! Tour 2011»
В число специальных гостей биеннале входит француз Бертран План, чей проект, по сути, замыкает программу мероприятий. Столь запоздалая реализация замысла объяснима: художник вознамерился проехать на автомобиле от Владивостока до Москвы. По дороге он собирается создать по произведению в 12 городах, применяя собственный метод под названием Bump It!. Рассказать об этой технологии в двух словах не выйдет, можем лишь намекнуть, что преображенная автором реальность сталкивается здесь с компьютерными «обманками». Бертран План полагает, что длительное путешествие по России непременно окажет влияние на творческие результаты.
4 ноября – 18 декабря.
Фонд культуры «Екатерина».
Ул. Кузнецкий Мост, 21/5, тел.: (495) 621 55 22. Вторник – воскресенье с 11.00 до 20.00.