Пенсионный советник

Серьезный кадр

В прокат выходит «Профессионал» режиссера Гэри Маккендри

Владимир Лященко 22.09.2011, 10:21
__is_photorep_included3777273: 1

В прокат выходит «Профессионал» — боевик про ветеранов британских спецподразделений 80-х годов, с привычно реактивным Джейсоном Стэтхэмом и неожиданно усатым Клайвом Оуэном.

Бывшие спецназовцы Ее Величества делятся на два типа: одни зарабатывают прибавку к пенсии убийствами, другие тайком продолжают служить обществу. Дэнни (Джейсон Стэтхэм) относится к первым, но принимает заказы только на плохих парней, а после встречи с пасторальной блондинкой (Ивонн Страховски) и вовсе подумывает завязать и поселиться среди холмов и полей. Спайк (Клайв Оуэн) выполняет поручения тайного общества с перышком на логотипе — лупит чужих и защищает своих. Чтобы они встретились и как следует отделали друг друга, сценаристам приходится нагородить несусветного:

когда одержимый местью оманский шейх захватывает в заложники его друга (Роберт де Ниро), Дэнни выходит на охоту сразу на четверых британских ветеранов.

В оригинале боевик про людей с выдающимися усами и бакенбардами (на дворе, напомним, 80-е) называется «Элита убийц» (Killer Elite) и к «Профессионалу» с Бельмондо отношения не имеет. Впрочем, не является фильм и ремейком одноименного шпионского триллера Сэма Пекинпа про друзей, ставших по разные стороны в конфликте интересов руководителей спецслужб.

Полнометражный дебют ирландца Гэри Маккендри снят по одному из бестселлеров Рэнальфа Файенса — офицера САС в отставке, который в годы службы помогал султану Омана справиться с коммунистической угрозой. А потом написал около 20 книг, в том числе и о том, как

мстительный шейх убрал руками международной службы зачистки четверых британских ветеранов. Самого Файенса якобы тоже должны были убить, но нашлась защита — то самое тайное общество. Этот эпизод в экранизации также присутствует,

но акцент в фильме смещается с фигуры защитника, которого играет Клайв Оуэн, на киллера с собственными принципами.

Стэтхэм в роли рефлексирующего и томящегося убийцы поневоле не слишком убедителен, зато стоит ему рывком набрать привычную по «Перевозчику» и «Адреналину» скорость, как он превращается в ломовую, но эффективную метафору вневременных правил. Маккендри создает занятный эффект, помещая реактивный боевик в неброскую, но стильную реконструкцию 1980-х: тэтчеровская Британия, уже помянутые усы (плюс стеклянный глаз) Оуэна и баки второпланового убийцы-валлийца; ретрограды шпыняют панков, крутые парни делятся на тех, кто носит короткие кожаные куртки, и предпочитающих классические тренчи; есть драматический момент с «мини-купером».

И посреди этой мрачноватой, но в некотором роде все же идиллии появляется человек без отличительных признаков времени: его бритая голова с равным успехом пробивает стены и в 1980-е, и в 2000-е.

«Заметит опасность — бежит, если загонят в угол — рубится», — описывает противника герой Оуэна.

Почти исчерпывающее описание: на подвижническую этику служителя общей справедливости бегущий человек Стэтхэма отвечает прагматичным индивидуализмом: имей верного друга, найди хорошую девушку, возьми из чемодана сколько нужно и, если достанут, при напролом.