Пенсионный советник

Для миллионов и миллионеров

В Москве начала работу художественная ярмарка «Арт-Москва»

Велимир Мойст 21.09.2011, 15:09
__is_photorep_included3776229: 1

В ЦДХ открылась международная художественная ярмарка «Арт-Москва», пятнадцатая по счету. В этом году здесь представлены четыре десятка галерей — поровну российских и иностранных. Кроме коммерческой части на ярмарке по традиции фигурируют нонпрофитные спецпроекты, плавно перетекающие в «Фестиваль новой культуры».

За минувшие пятнадцать лет «Арт-Москва» совершила ощутимый качественный рывок, однако в количественном отношении, можно сказать, вернулась на старт. В 1996 году, на самой первой ярмарке, было зафиксировано 36 участников, а сейчас их 40. Пиковым оказался предкризисный 2007 год, когда в ЦДХ собрались одновременно 73 художественные институции из разных стран. Потом состав ополовинился, и признаков существенного роста не заметно. Похожая динамика и по продажам: в том самом 2007-м ярмарка выручила рекордные $9,3 млн, после чего два сезона статистика не публиковалась — во избежание панических разговоров о том, что арт-рынок рухнул. В прошлом году организаторы снова взялись за подсчеты.

Оказалось, что достигнут уровень 2006 года — $4,4 млн. Появятся ли итоговые цифры по окончании нынешней «Арт-Москвы» — пока неизвестно. Устроители честно признают, что это зависит от того, как пойдет торговля.

Для компании «Экспопарк», в чьем ведении находится ярмарка, организация мероприятия уже обернулась убытком в размере 4,8 млн рублей. По словам главы «Экспопарка» Василия Бычкова, здесь нет ничего нового: «Арт-Москва» была и остается проектом дотационным. Реноме единственной в России международной ярмарки современного искусства требует от устроителей жертв, каковые будут приноситься и далее, пообещал Бычков на пресс-конференции. Хотя стоимость аренды площадей постепенно повышается, выйти «в ноль» все равно трудновато: вопреки распространенным слухам, арт-бизнес не та сфера, из которой можно извлекать сумасшедшую прибыль. В России особенно. Но участники процесса не теряют осторожного оптимизма. В частности, Марат Гельман выразил мнение, что «Арт-Москва» из некоего элитарного клуба все же превратилась постепенно в настоящую ярмарку, где «преобладает крепкое коммерческое искусство». В устах Гельмана данный тезис звучал, разумеется, одобрительно.

Среди участников ярмарки немало новичков: впервые в Москву приехали 11 галерей, желающих попробовать свои силы на здешнем рынке. Дебютанты из Испании, Италии, Швейцарии, Румынии, Эстонии, США, Кубы представляют не только тамошнее искусство, но в ряде случаев включают в свои экспозиции и российских авторов. Отнюдь не секрет, что некоторые заграничные галереи, фигурирующие на «Арт-Москве», основаны бывшими нашими соотечественниками, как, скажем, Nadya Brykina Gallery из Цюриха. Впрочем, нередки обратные случаи, когда россияне торгуют произведениями иноземных авторов, так что интернациональный статус ярмарки не выглядит фиктивным. Однако опусы отечественного производства все же преобладают. Многие из них знакомы зрителям, следящим за актуальными художественными событиями. К примеру, на днях в Мультимедиа Арт Музее состоялась премьера нового видеопроекта группы АЕС+Ф «Allegoria Sacra», и вот уже на стенде галереи «Триумф» можно встретить крупноформатные принты с мизансценами из фильма. А те, кто посещал летом выставку итальянского скульптора Фабио Виале в «Гараже», моментально опознают автомобильные покрышки из мрамора, выполненные в фирменном стиле этого автора.

Из нововведений стоит упомянуть о равном размере всех коммерческих стендов. Именно так решено было бороться с проблемой «социального неравенства», когда одни могли позволить себе необъятные экспозиционные просторы, а другие ютились в маленьких клетушках. Пожалуй, «уравниловка» пошла выставке на пользу — по крайней мере, у посетителей стало больше шансов оценивать именно экспонаты, а не могущество представляющих их институций.

От времен, когда чуть ли не важнейшей своей миссией «Арт-Москва» считала просветительство, осталась традиция некоммерческих показов. Среди спецпроектов нынешнего года отметим демонстрацию трехмерных объектов из собрания Пьера Броше, видного коллекционера актуального российского искусства. Персонального стенда удостоился Витас Стасюнас с проектом «Артмоль», где настенные городские пейзажи сформированы с помощью паутины веревок.

Питерская команда Tajiks Art обещает показать серию перформансов «Искусство для миллионов»: с помощью нанятых гастарбайтеров художники намерены заняться публичным копированием картин кисти Владимира Путина и Валентины Матвиенко — тех самых, что продавались когда-то по заоблачным ценам на благотворительных аукционах.

А британский куратор Иэн Гончаров привез на «Арт-Москву» компанию своих молодых соотечественников, из чьих работ составлена малобюджетная, но залихватская выставка «Translate/Transcribe». Она же, кстати, входит и в программу «Фестиваля новой культуры», устроенного одновременно с ярмаркой. Фестивальных событий формально много, однако чувствуется, что реализованы они «по остаточному принципу». В кубатуре ЦДХ «Арт-Москва» определенно доминирует, а если приплюсовать сюда большую выставку номинантов Премии Кандинского, открытую на третьем этаже, то театральное, музыкальное и «модное» представительство буквально теряется на фоне contemporary art. Вроде бы логичная, идея совмещения различных актуальных культур в общем пространстве терпит фиаско из-за того, что этого пространства на всех не хватает.