Девочка с булавкой

В прокат выходит «Ариэтти из страны лилипутов»

Фотография: kinopoisk.ru

В прокат выходит «Ариэтти из страны лилипутов» — мультфильм про миниатюрную девочку, снятый молодым автором из студии великого Хаяо Миядзаки, с нежностью воспроизводящий канон мастера.

Мальчика с пороком сердца привозят в загородный дом отдохнуть перед операцией. Первый же обитатель, которого он видит, собирает в саду листья с себя ростом и с ходу нарушает главное семейное правило — не попадаться людям на глаза. Девчушка (которую и зовут Ариэтти) могла бы поместиться в ладони героя и, понятное дело, рано или поздно там окажется, но до поры будет бороться с искушением и слушаться старших: миниатюрным японским домовым, добывающим себе пропитание и предметы быта мелким воровством (по другой версии — неприметным заимствованием), полагается быть предельно осторожными.

Помимо людей угрозу представляют крысы, местная кошка, а одного родственника, поговаривают, сожрала лягушка.

За 25 лет существования студии «Гибли» режиссура выпускаемых ею фильмов не часто доверялась кому-либо, кроме стоявших у истоков компании классиков: большая часть работ подписана именами Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты (режиссера, помимо прочего, великого мультфильма о войне «Могила светлячков»). Так что событием можно считать уже то, что аниме-переложение английской детской книжки про британских домовых-«добываек» по сценарию самого Миядзаки доверили Хиромасе Ёнэбаяси. К тому же ему всего 38 (сын основателя Горо Миядзаки был чуть старше, когда сделал «Сказания Земноморья»), но он работал в команде еще на «Принцессе Мононоке».

Получив собственную картину, Хиромасе Ёнэбаяси ступает осторожно, но уверенно воспроизводит канон с поправкой на минимальное присутствие магического.

То, что можно принять за ученическую робость, вполне может быть собственным негромким, но внятным голосом. Магия здесь не в невероятном, а в заново увиденном привычном. В масштабировании. Кроме того, что «добывайки» малы, во всем остальном они мало чем отличаются от людей. Их предметный мир — миниатюрная копия нашего, но зато один дом с окрестностями превращается для них в целую страну.

Фильм живописует хозяйственную среду обитания. Гвозди становятся ступенями лестниц, липкая лента превращает маленького человечка в бесстрашно карабкающегося по ножке стололаза, прищепка служит исполинской заколкой, булавкой можно отпугивать тараканов и рыскающих в перекрытиях крыс — чем не шпага? А кукольный домик хозяев — дом мечты для мамы героини.

Сюжет при этом — проще некуда: мальчик встретил девочку.

Ждать хеппи-энда в обычном понимании не приходится: никто не будет есть уменьшающие булочки и пить эликсир роста. Зато будет неосторожная лекция ребенка на пороге смерти о вымирающих видах. И дорожка к дому через лес, позаимствованная из «Моего соседа Тоторо» и «Унесенных призраками». И жучок-броненосец, как в той же «Принцессе Мононоке».

Видимо, для оживления действия мама периодически впадает в истерику, плюс имеется безосновательно портящая жизнь малым соседям домработница. Но это, пожалуй, даже лишнее. Неспешность разговоров на лужайке здесь более уместна, а саспенс гораздо убедительнее порождается ночным явлением енота.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2

Главное сегодня