Бронтозавр для «Времени»

Писатель-фантаст Харлан Эллисон обвинил создателей фильма «Время» в воровстве его идеи

Кадр из фильма «Время»
Кадр из фильма «Время»

Фотография: kinopoisk.ru

Писатель-фантаст Харлан Эллисон обвинил создателей фильма «Время» в воровстве его идеи о продаваемой продолжительности жизни. У Эллисона есть успешный опыт таких исков — когда-то он доказал, что «Терминатор» был основан на его сценарии.

Иски к голливудским сценаристам по поводу воровства идей для фильмов из рассказов, романов и даже рисунков — явление, конечно, не массовое, но достаточно распространенное. Например, чуть больше месяца назад американский писатель Джо Квирк обвинил создателей фильма «Отменная погоня» в плагиате, посчитав, что сюжет картины подозрительно напоминает его дебютную книгу «Последняя погоня», вышедшую в 1998 году. Правда, эксперты уверены, что Квирк вряд ли выиграет дело у компании Sony: слишком разные весовые категории у большой студии и малоизвестного писателя.

Совсем другое дело в случае с фантастом и сценаристом Харланом Эллисоном, который неоднократно получал престижные премии «Хьюго» и «Небьюла» и пользуется широкой известностью среди любителей фантастики. Он подал иск в федеральный суд Лос-Анджелеса против кинокомпании New Regency Pictures, в котором заявил, что фильм «Время» этой студии основан на его рассказе 1965 года «Покайся, Арлекин!» — сказал Тиктакщик» («Repent, Harlequin!» — Said the Ticktockman).

Сходство действительно присутствует, как и в деле Квирка.

В рассказе Эллисона всем людям были вживлены кардиоплаты, которые уменьшали время жизни на время опоздания, причем те, кто опаздывал постоянно, могли полностью исчерпать свой срок. Главный герой произведения — Арлекин — нашел способ обойти запрет но в конечном итоге был пойман. Рассказ был удостоен двух ведущих фантастических премий США («Небьюла» — 1965 год, «Хьюго» — 1966-й). Фильм «Время» немного о другом: в будущем люди перестанут стареть и всегда будут выглядеть как в 25 лет, но только если найдут способ заплатить; соответственно, богатые становятся практически бессмертными, а бедные поставлены перед нелегким выбором.

Картину поставил режиссер и сценарист Эндрю Никкол («Гаттака», сценарий для «Шоу Трумена»), а главные роли исполнили Джастин Тимберлейк и Аманда Сейфред.

В связи с поданным иском ситуация для создателей фильма сложилась непростая: если прошение Эллисона о запрете на показ «Времени» в кинотеатрах будет поддержано судьей, то запланированная на конец октября премьера сорвется. Такие требования в подобных исках — дело обычное, но чаще всего суд идет навстречу продюсерам и премьеру не откладывает, поскольку это приносит компаниям «несоразмерный ущерб». Так произошло в случае с лентой «Мальчишник-2: Из Вегаса в Бангкок»: некий татуировщик обвинил продюсеров в незаконном копировании сделанного им рисунка; премьера состоялась по графику, а суд мастер тату затем выиграл и получил положенную по закону компенсацию.

Но, как уже говорилось, Эллисон — совсем другое дело. Он последовательный борец за собственные авторские права и подает иски в суд по любому поводу; громких дел у него было немного, негромкие он выигрывал регулярно.

А известность его фобии к плагиату принес иск против продюсеров фильма «Терминатор» Джеймса Кэмерона, котоырй Эллисон выиграл.

Писатель обвинил их в воровстве его идеи из эпизода «Солдат» телесериала «За гранью возможного» (выходил в 1960-е годы). К этой картине Эллисон написал сценарий, в котором двое солдат из будущего оказываются в 1964 году и сражаются между собой, причем один из противников защищает приютившую его семью. Роботов там, правда, не было, но суд встал на сторону писателя, и дело закончилось мировым соглашением: Эллисон получил в качестве отступного некую сумму, размер которой не разглашается. Иногда он прибегал и к внесудебным разбирательствам: например, в 1990-е Эллисон в предисловии к официальному российскому изданию пообещал скинуть на издательство «Азбука», незаконно выпустившее сборник его произведений, дохлого бронтозавра, чем всё и ограничилось.

Отметим, что истцам, не обладающим опытом Эллисона, в будущем предстоит быть очень осторожными: в конце августа окружной суд США удовлетворил встречный иск компании 20th Century Fox к писателю Джеймсу Мюллеру, который заявил, что кинематографисты украли идею его сценария для фильма «Чужой против Хищника» 2004 года. Поскольку обвинение было признано не соответствующим истине, судья обязал Мюллера выплатить штраф в размере $40 тысяч.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2

Главное сегодня