На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Все как у Удей

В прокат выходит политический триллер о двойнике сына Саддама Хуссейна «Двойник дьявола»

В прокат выходит «Двойник дьявола» — политический триллер о двойнике сына Саддама Хуссейна, похожий на «Калигулу» Тинто Брасса.

Отслужив как надо на войне в Кувейте, молодой иракский офицер Латиф Який (Доминик Купер) возвращается в Багдад, где его ждет повышение по службе — из тех, отказаться от которых невозможно в принципе. Старший сын Саддама Хусейна Удей (опять-таки Купер), с которым героя угораздило бегать в школе мальчиком, выбирает Латифа на роль своего двойника. Мужчины действительно поразительно схожи в общих чертах, а все, что кроме, легко исправляется с помощью скальпеля (в фильме имеется единственная запоминающаяся шутка, и она про то, что для полной идентичности одному из двойников — понятно, какому именно — неплохо бы укоротить член, чтобы постоянные партнерши сына диктатора не впадали в интеллектуальный ступор).

Должностные обязанности, пусть и подкрепленные приятными пайковыми бонусами в виде цацек и костюмов от известных производителей, оказываются хлопотными. Чудом выжив после покушения, Латиф задумывается о побеге. Драматизма ситуации добавляет тот факт, что герой питает симпатии к фаворитке Удея Сарраб (Людивин Санье), женщине со слабостью к леопардовым манто и вообще, что называется, с судьбой. Любовная линия, впрочем, оказывается в фильме самой неубедительной и заставляет ненадолго всецело обратиться в слух разве только брошенной вскользь фразой: «Моя дочь Тара у сестры в Самаре».

Интригу картине обеспечивает не только выведенная в центр сюжета фигура самого одиозного из двух сыновей Хусейна, но и в ничуть не меньшей степени имя постановщика. О Ли Тамахори, пропавшем с экранов радаров после «Пророка», новости доходили светские и тревожные.

Так, в 2008-м 58-летний режиссер, при платье, мейке и парике, был арестован за попытку предложить патрульному полицейскому сексуальные услуги.

Как это случается в коммерческой культуре, будь то эстрада или кино, внутренние миры ее создателей оказываются куда более затейливыми и неоднозначными, чем выпускаемый ими продукт.

В таком контексте предположения, что при съемках драмы о тонкостях влезания в чужую личность режиссер в какой-то степени отталкивался от собственных переживаний, с одной стороны, стоило бы оставить профильным таблоидным аналитикам (а такие наверняка есть). С другой, в «Двойнике дьявола», который Тамахори снимал за скромные бельгийские деньги, и вправду явно больше авторской свободы, чем в его же отягощенных бюджетом и обязательствами перед продюсерами голливудских постановках.

Вовсе не будучи шедевром, картина зато счастливо обходится без жесткого идеологического крена (который, с наклоном влево или вправо, присутствует в любой американской ленте о войне в Ираке).

Эпизодический Хуссейн-старший предстает не картонным тираном, но в первую очередь мудрым, хотя и вспыльчивым семейным патриархом, которого с атаманом Бульбой из фильма Бортко роднит не только дородная стать и замечательная густота усов, но и публичный позор на седую голову в виде дурака-сына.

Один из самых ярких эпизодов «Двойника дьявола» выглядит прямым парафразом хрестоматийной сцены, воплотившей для всякого русского шестиклассника тот потолок карательной педагогики, до которого ему хорошо бы не допрыгиваться. С той разницей, что отец поводит перед чадом не ружьем, а саблей, говоря, примерно, «я тебя породил — я тебя и оскоплю».

Как и у Гоголя, не сопереживать отцовскому гневу трудно: завтракающий изрядной понюшкой кокаина Удей похищает, насилует и убивает школьниц, с удовольствием пытает провинившихся соратников и многозначительно полеживает в алькове с увешанной бижутерией родной матерью. Обоих главных героев играет набирающий карьерные обороты артист Доминик Купер, и его профессиональный подвиг, пусть и внешне эффектный, не следует преувеличивать. По большому счету всего дел-то, что, входя в образ невольника золотой клетки Латифа, зыркать тем мученически-насупленным взглядом зануды, что способен сгубить на корню любую вечеринку.

А переключаясь в кровавый режим принца Удея, подразумевающий еще меньше полутонов, беспрестанно разражаться брызгающим слюнявым смехом, по которому, как доброго молодца по соплям, сразу хорошо видно отмороженного психопата.

Дополнительное разнообразие в актерскую задачу вносит то обстоятельство, что, будучи Удеем, Купер (наверняка с режиссерской подачи) норовит воспроизвести еще и другого видного экранного психопата — Тони Монтану из «Лица со шрамом». Но попытки облизывать сигару с той же брутальной сексуальностью, с какой это делал Аль Пачино, в исполнении Купера оказываются занятием совсем неблагодарным. Это как на дому в приподнятом настроении, надевши купленную в Евпатории шляпу, пробовать скопировать прищур Клинта Иствуда – но никому, кроме зеркала, результата не поверять. На то чтобы снять кино, сопоставимое с «Лицом со шрамом», режиссеру не хватает почти античной драматургии сценариста Оливера Стоуна, а вылепить что-то по-настоящему интересное из темы двойников не позволяет отсутствие по-набоковски метафизического взгляда на вещи. Сойдясь на экране даже по самому патетическому поводу, Латиф и Удей все-таки выглядят непоправимо комично – как порядком освиневшие и распустившиеся на отдыхе в Эмиратах Электроник с Сыроежкиным.

Больше всего «Двойник дьявола» странным образом напоминает «Калигулу» Тинто Брасса.

Воспроизводя роскошь восточного антуража с золотыми «калашниковыми», авторы цепенеют ничуть не меньше, чем теоретически должен бы зритель, живописное бичевание пороков иракской верхушки происходит с особенным упоением, а моральные оргвыводы, наоборот, даются не без скрежета. Существенное различие состоит в том, что там, где жизнелюб Брасс любуется копошащейся женской плотью, здесь камера зачарованно, нехотя и плавно переползает с одного облаченного в зеркальные темные очки и строгий костюм импозантного смуглого усача на другого (массовку как будто бы привлекали под предлогом конкурса двойников Омара Шарифа). То есть фильм Тамахори в плане чисто эстетической фактуры – продукт, конечно, куда более специальный.

Новости и материалы
Экс-жена Бондарчука снялась в образе с шортами из 90-х
Бруклина Бекхэма засняли с женой и тестем в Италии
Три человека скончались в результате атаки ВСУ на городской пляж в Курске
43-летняя Вера Брежнева снялась в одном халате: «Модель»
В Госдуме высказались об обвинениях в адрес россиян в угрозе безопасности Абхазии
Стало известно, как характер влияет на способности к спорту
Стал известен первый финалист клубного чемпионата мира
Кайли Дженнер засняли с Тимоти Шаламе на отдыхе в Италии
В Псковской области запретили публиковать и распространять информацию о применении БПЛА
Над Новомосковском Тульской области прозвучали взрывы
У людей с деменцией стало больше шансов на долгую жизнь, заявили ученые
Ученых встревожил резкий рост случаев рака желудочно-кишечного тракта у молодых людей
«На случай отхода»: наличие двух контрактов назвали выгодным для Карпина
Синоптик рассказал, какой отметки достигла температура воздуха в Москве
Бойцы группировки «Восток» вывели 15 мирных жителей из села Богатырь в ДНР
Экс-жена российского миллиардера снялась топлес в спущенной юбке
«Торговаться бесполезно»: российский лыжник о смене гражданства за миллиард долларов
Нюша вышла на сцену в пестром корсете: «Рынок из 00-х»
Все новости