Пенсионный советник

Хорошая журналистика с восточноевропейским акцентом

На лондонских подмостках показали два спектакля о правах человека и журналиста: «Под запись» и «Eurepica. Challenge»

Наталия Михайлова (Лондон) 25.07.2011, 10:56
фото с рекламного плаката пьесы «Под запись» («On the Record»)
фото с рекламного плаката пьесы «Под запись» («On the Record»)

Вслед за внутренними британскими скандалами на лондонских подмостках показали два спектакля о правах человека и журналиста: «Под запись» и «Eurepica. Challenge».

Прошедшая неделя стала самой бурной в истории современной британской политики – скандалы с News of the World один за другим будоражили простых англичан. Тем временем и на лондонских театральных подмостках тоже задавали вопросы о границах цензуры, свободе слова и правах человека на примере политической ситуации в других странах, в частности, в России и Белоруссии.

Два спектакля о правах человека одновременно стартовали на прошедшей неделе в Лондоне: постановка «Под запись» британской театральной группы Ice and Fire в театре Arcola и постановка гастролирующего Белорусского свободного театра «Eurepica. Challenge» в театре Almeida.

Соавторов пьесы «Под запись» Ноа Биркстед-Брина и Кристин Бэкон объединяет многолетнее творческое сотрудничество с Николаем Халезиным и его женой Натальей Коляда, основоположниками и вдохновителями Белорусского свободного театра. Биркстед-Брин, изучавший русский язык в Оксфордском университете, в течение четырех лет председательствовал в жюри драматургического конкурса «Свободный театр», организованного Николаем и Натальей, а в феврале прошлого года выступил организатором Первого фестиваля русского театра в Лондоне, на котором была представлена переведенная им на английский пьеса Натальи Коляда «Им снились сны».

Биркстед-Брин признается, что был впечатлен борьбой Николая Халезина и Натальи Коляда за свободу слова в Белоруссии через театр, и это, возможно, стало первым толчком к написанию пьесы «Под запись». Однако идея пьесы у него и Бэкон зародилась после прочтения нескольких книг о независимой журналистике, которые, по словам автора, изменили его жизнь. Главной из них стала книга «Новости плоской Земли» (2008) британского журналиста Ника Дэвиса, статья которого в газете The Guardian 4 июля стала отчетной точкой в скандале о прослушке телефонов сотрудниками News of the World.

Постановка «Под запись» рассказывает историю шестерых независимых журналистов из России, Израиля, США, Мексики и Шри-Ланки. Драматурги решили показать в своей пьесе труд журналистов в странах трех типов: в стране с очевидным давлением на свободную прессу, в стране, которая кажется современной, но в которой есть цензура, и в западных странах, где СМИ приходится бороться с правительственными установками.

Каждый из персонажей пьесы борется за свободу слова и права человека, имя каждого из них, как и реплики, – реальны, каждый журналист рассказывает про себя сам теми словами, которыми их прототипы говорили во время встреч со сценаристами, в своих статьях и во время открытых выступлений.

Со сцены лондонского театра журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко с сильным восточноевропейским акцентом рассказывает о расследовании коррупции среди сотрудников милиции и ГИБДД, показывает реальные кадры съемки замешанных в деле преступников. Английская актриса Мишель Боннард, играющая Костюченко, говорит ее словами: «Хорошая журналистика – это расследование». А затем выносит вердикт российской журналистике: «Я не знаю, что происходит в моей стране. Все телевидение правительственное. Самоцензура – это основное правило журналиста в России».

С реальной Еленой Костюченко, как и с другими российскими журналистами, Ноа Биркстед-Брин познакомился в апреле прошлого года во время поездки в московскую редакцию «Новой газеты».

«Она такая молодая, — восхищенно говорит Ноа, поясняя свой выбор героини для пьесы, — когда я с ней познакомился, ей был только 21 год, но она вела такие серьезные расследования».

Постановка наполнена рассуждениями журналистов, обращениями к зрителю, реальными историями, стоящими за статьями в газетах. Однако лучше всего мотивы независимых журналистов — персонажей пьесы «Под запись» можно описать репликой мексиканской правозащитницы и журналистки Лидии Качо: «Не то чтобы в один из дней я решила стать героиней. И вообще-то я себя такой не считаю. Меня даже беспокоит, что считают меня героиней. Я просто думаю, что это мое право — говорить, быть свободной, писать. Я не особенная, я просто решила этим заниматься».

Белорусский свободный театр, названный англичанами «самым смелым театром в мире», занимается тем же самым, не в первый раз привлекая внимание к ситуации со свободой слова в Белоруссии через свои театральные постановки. Последняя театрально-политическая акция Белорусского свободного театра состоялась в Лондоне 28 марта этого года, когда вместе с актерами и правозащитниками на митинг с плакатами вышли звезды первой величины — Джуд Лоу и Кевин Спейси.

В отличие от британского театра, который опирается на документы, социальный театр белорусов Николая Халезина и Натальи Коляда превращает свою постановку скорее в политическую акцию, манифест.

Спектакль «Eurepica. Challenge» — это, по сути, вызов Европе – двухчасовой рассказ о перелете авиакомпании Eurepica, название которой составлено из двух слов, «Европа» и «эпопея», с остановками в 12 странах.

Степень проблемности во всех двенадцати странах разная – сложнее всего в Белоруссии. Очень жесткая, гротескная аллегория страны и ее граждан, написанная Николаем Халезиным, рисует очень мрачный политический образ Белоруссии. Учительница рассказывает своему ученику, место которого на сцене занял арбуз: «Может, мне тоже не нравится этот режим, но я служу ему <...> я подчиняюсь». Далее, продолжая поучать ученика и одновременно произносить его короткие реплики, она достает нож и начинает медленно срезать верхушку арбуза, приговаривая: «Когда мы были молодыми, все было понятно и логично». Сцена заканчивается поеданием красной мякоти учительницей и напутствием пустой арбузной корке: «Иди домой, но если мы тебя еще раз поймаем…»

Белорусский свободный театр под аплодисменты заканчивает постановку поклоном актеров, но не сразу отпускает зрителя.

После социального спектакля о правах человека художественный директор театра, предоставившего белорусам свои подмостки, Майкл Аттенбороу еще раз напоминает зрителю о политической ситуации в Белоруссии и предлагает посмотреть в холле театра выставку фотографий родственников белорусских политзаключенных, сделанных белорусом Андреем Дубиным. А вслед за этим Наталья Коляда просит отправить открытки в белорусские тюрьмы самим политзаключенным, а также еще раз поаплодировать, на сей раз в солидарность белорусам, выходящим на площади в мирных демонстрациях.