Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Хорошая журналистика с восточноевропейским акцентом

На лондонских подмостках показали два спектакля о правах человека и журналиста: «Под запись» и «Eurepica. Challenge»

Вслед за внутренними британскими скандалами на лондонских подмостках показали два спектакля о правах человека и журналиста: «Под запись» и «Eurepica. Challenge».

Прошедшая неделя стала самой бурной в истории современной британской политики – скандалы с News of the World один за другим будоражили простых англичан. Тем временем и на лондонских театральных подмостках тоже задавали вопросы о границах цензуры, свободе слова и правах человека на примере политической ситуации в других странах, в частности, в России и Белоруссии.

Два спектакля о правах человека одновременно стартовали на прошедшей неделе в Лондоне: постановка «Под запись» британской театральной группы Ice and Fire в театре Arcola и постановка гастролирующего Белорусского свободного театра «Eurepica. Challenge» в театре Almeida.

Соавторов пьесы «Под запись» Ноа Биркстед-Брина и Кристин Бэкон объединяет многолетнее творческое сотрудничество с Николаем Халезиным и его женой Натальей Коляда, основоположниками и вдохновителями Белорусского свободного театра. Биркстед-Брин, изучавший русский язык в Оксфордском университете, в течение четырех лет председательствовал в жюри драматургического конкурса «Свободный театр», организованного Николаем и Натальей, а в феврале прошлого года выступил организатором Первого фестиваля русского театра в Лондоне, на котором была представлена переведенная им на английский пьеса Натальи Коляда «Им снились сны».

Биркстед-Брин признается, что был впечатлен борьбой Николая Халезина и Натальи Коляда за свободу слова в Белоруссии через театр, и это, возможно, стало первым толчком к написанию пьесы «Под запись». Однако идея пьесы у него и Бэкон зародилась после прочтения нескольких книг о независимой журналистике, которые, по словам автора, изменили его жизнь. Главной из них стала книга «Новости плоской Земли» (2008) британского журналиста Ника Дэвиса, статья которого в газете The Guardian 4 июля стала отчетной точкой в скандале о прослушке телефонов сотрудниками News of the World.

Постановка «Под запись» рассказывает историю шестерых независимых журналистов из России, Израиля, США, Мексики и Шри-Ланки. Драматурги решили показать в своей пьесе труд журналистов в странах трех типов: в стране с очевидным давлением на свободную прессу, в стране, которая кажется современной, но в которой есть цензура, и в западных странах, где СМИ приходится бороться с правительственными установками.

Каждый из персонажей пьесы борется за свободу слова и права человека, имя каждого из них, как и реплики, – реальны, каждый журналист рассказывает про себя сам теми словами, которыми их прототипы говорили во время встреч со сценаристами, в своих статьях и во время открытых выступлений.

Со сцены лондонского театра журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко с сильным восточноевропейским акцентом рассказывает о расследовании коррупции среди сотрудников милиции и ГИБДД, показывает реальные кадры съемки замешанных в деле преступников. Английская актриса Мишель Боннард, играющая Костюченко, говорит ее словами: «Хорошая журналистика – это расследование». А затем выносит вердикт российской журналистике: «Я не знаю, что происходит в моей стране. Все телевидение правительственное. Самоцензура – это основное правило журналиста в России».

С реальной Еленой Костюченко, как и с другими российскими журналистами, Ноа Биркстед-Брин познакомился в апреле прошлого года во время поездки в московскую редакцию «Новой газеты».

«Она такая молодая, — восхищенно говорит Ноа, поясняя свой выбор героини для пьесы, — когда я с ней познакомился, ей был только 21 год, но она вела такие серьезные расследования».

Постановка наполнена рассуждениями журналистов, обращениями к зрителю, реальными историями, стоящими за статьями в газетах. Однако лучше всего мотивы независимых журналистов — персонажей пьесы «Под запись» можно описать репликой мексиканской правозащитницы и журналистки Лидии Качо: «Не то чтобы в один из дней я решила стать героиней. И вообще-то я себя такой не считаю. Меня даже беспокоит, что считают меня героиней. Я просто думаю, что это мое право — говорить, быть свободной, писать. Я не особенная, я просто решила этим заниматься».

Белорусский свободный театр, названный англичанами «самым смелым театром в мире», занимается тем же самым, не в первый раз привлекая внимание к ситуации со свободой слова в Белоруссии через свои театральные постановки. Последняя театрально-политическая акция Белорусского свободного театра состоялась в Лондоне 28 марта этого года, когда вместе с актерами и правозащитниками на митинг с плакатами вышли звезды первой величины — Джуд Лоу и Кевин Спейси.

В отличие от британского театра, который опирается на документы, социальный театр белорусов Николая Халезина и Натальи Коляда превращает свою постановку скорее в политическую акцию, манифест.

Спектакль «Eurepica. Challenge» — это, по сути, вызов Европе – двухчасовой рассказ о перелете авиакомпании Eurepica, название которой составлено из двух слов, «Европа» и «эпопея», с остановками в 12 странах.

Степень проблемности во всех двенадцати странах разная – сложнее всего в Белоруссии. Очень жесткая, гротескная аллегория страны и ее граждан, написанная Николаем Халезиным, рисует очень мрачный политический образ Белоруссии. Учительница рассказывает своему ученику, место которого на сцене занял арбуз: «Может, мне тоже не нравится этот режим, но я служу ему <...> я подчиняюсь». Далее, продолжая поучать ученика и одновременно произносить его короткие реплики, она достает нож и начинает медленно срезать верхушку арбуза, приговаривая: «Когда мы были молодыми, все было понятно и логично». Сцена заканчивается поеданием красной мякоти учительницей и напутствием пустой арбузной корке: «Иди домой, но если мы тебя еще раз поймаем…»

Белорусский свободный театр под аплодисменты заканчивает постановку поклоном актеров, но не сразу отпускает зрителя.

После социального спектакля о правах человека художественный директор театра, предоставившего белорусам свои подмостки, Майкл Аттенбороу еще раз напоминает зрителю о политической ситуации в Белоруссии и предлагает посмотреть в холле театра выставку фотографий родственников белорусских политзаключенных, сделанных белорусом Андреем Дубиным. А вслед за этим Наталья Коляда просит отправить открытки в белорусские тюрьмы самим политзаключенным, а также еще раз поаплодировать, на сей раз в солидарность белорусам, выходящим на площади в мирных демонстрациях.

Новости и материалы
В Гагаузии заявили об угрозах жителям за использование карт «Мир»
Посольство Франции в РФ опровергло сообщения об увеличении срока оформления виз
Газзаев призвал наказать игроков ЦСКА
Россия рассматривает строительство портов для экспорта в ряде стран Африки
Адвокат объяснил, зачем участникам «Би-2» гражданство Молдавии
В Москве вынесли приговор пенсионеру за препятствие проведению выборов
В Германии признали, что в экономике страны есть проблемы
Молдавия боится вводить визовый режим с Россией
Названа категория водителей, которая чаще других попадает в ДТП
Синоптик рассказал, какая погода ожидает россиян на майских праздниках
Apple теряет долю на крупнейшем рынке
Театроведа Дмитриевскую оштрафовали за дискредитацию российской армии
США готовят новый пакет военной помощи Украине
Генсек НАТО отверг возможность появления ядерного оружия в Польше
В Москве пытаются госпитализировать 300-килограммовую женщину, потребовалась помощь МЧС
Власти Британии заявили о переходе оборонной промышленности страны в режим войны
«Авито» привлек внимание к проблеме аутизма
Премьер Великобритании заявил, что РФ может напасть на страны НАТО после Украины
Все новости