Пенсионный советник

Не только лица

В Лондоне скончался художник Люсьен Фрейд

«Парк культуры» 22.07.2011, 10:55
__is_photorep_included3702649: 1

На 88-м году жизни скончался художник Люсьен Фрейд – не просто внук основателя психоанализа, но еще и самодостаточный творец искусства, признанный во всем мире.

Около года назад в парижском Центре Помпиду прошла большая ретроспективная выставка Люсьена Фрейда – как оказалось, прощальная. Там были и изображенные гениталии, конечно (куда же без них), но, что более важно, там был дух подлинного искусства. Этот человек не исповедовал учение своего деда в примитивно-коммерческом ключе, как поступали многие после смерти (да и при жизни) Зигмунда Фрейда. Люсьен сделал собственные выводы. Совершенно не факт, что его художественная практика понравилась бы Зигмунду, но теперь у них есть возможность обсудить все разногласия напрямую – там, на той стороне, в существование которой оба не верили.

Преемственность взглядов от деда к внуку кажется не вполне очевидной. Однако Люсьен стал реальным продолжателем дела Зигмунда, только в иной сфере.

Зигмунд Фрейд обозначил не одни лишь основы психоанализа, но еще и произвел революцию в мышлении. Его внук сформировал революцию иного свойства: он из фрейдистского мышления вывел изобразительную формулу.

Разумеется, поклонники сюрреализма не согласятся. Они-то знают: великий доктор зашифровал в своих текстах еще и рецепт великого искусства, которое перевернет мир. Так думал, в частности, Сальвадор Дали, но престарелый Фрейд к его концепции отнесся без всякой симпатии.

Эта твердость основы, смысловая наполненность Люсьена Фрейда резко отличала его от арт-нуворишей, слишком поглощенных славой. Фрейд готовился к предназначению, но не к известности.

Ведь вполне могло выйти так, что внук Зигмунда Фрейда, бежавшего от нацизма из Вены в Лондон, стал бы хранителем мемориального фонда великого деда или занял бы скромное место в ряду целителей душ: чем еще и заниматься после такого великого предка, как не собирать осколки его славы. Но Люсьен Фрейд оказался отдельной, очень сильной личностью в мире современного искусства.

Он сказал однажды, что «рисует людей не как они есть, а какими они могли бы быть».

Вроде бы странное заявление, если учитывать приверженность Люсьена Фрейда к жесткому натуроподобию. Однако все верно: он выводил дух из плоти. Изображал не только лица, но и чресла – и думал при этом о человеческой душе. Таких художников по определению мало. Одним стало меньше.