Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Мир дому Мельникова

Наследникам Константина Мельникова предложили пойти на мировую

Игорь Карев 29.06.2011, 19:21
ИТАР-ТАСС

Пятилетняя тяжба вокруг дома Мельникова в Кривоарбатском переулке может завершиться в ближайшие дни, если наследницы архитектора пойдут на предложенное МУАРом мировое соглашение.

Дом архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке может из объекта судебных разбирательств снова превратиться в памятник и обрести статус музея: Музей архитектуры имени Щусева (МУАР) при поддержке Министерства культуры России предложил идею мирового соглашения, в результате которого собственником здания станет государство, а уже оно передаст его в оперативное управление МУАРу.

На собранной по этому поводу пресс-конференции директор Музея архитектуры Ирина Коробьина сообщила, что суть мирового соглашения сводится к тому, что истцы в деле о собственности на дом Мельникова (одна из внучек архитектора и Росимущество) отказываются от своего иска, а вторая внучка передает свою долю государству для создания в нем дома-музея.

Она заявила, что позиция МУАРа проста и понятна: пойти на мировую – единственный достойный и прямой путь для выполнения воли Константина Мельникова и его сына Виктора.

«Излишне доказывать значимость дома Мельникова для российской культуры и мировой архитектуры. Этот дом – национальное достояние России. И обретение им государственного статуса – единственная гарантия его сохранности, реставрации и достойного поддержания», — подчеркнула Коробьина.

С её мнением полностью согласились представитель Минкульта Дмитрий Сергеев, глава Москомнаследия Александр Кибовский и вице-президент Международной академии архитектуры Михаил Хазанов. Они в один голос говорили о том, что дому Мельникова необходим один хозяин и этим хозяином должно стать государство: в основном это связано с охраной объекта культурного наследия и выделением государственных денег на его реставрацию.

«Для памятника самым удобным является принцип, когда один пользователь – один объект», — сказал Кибовский.

Парадокс ситуации с домом Мельникова заключается в том, что ни один из участников многолетнего спора не возражает против того, чтобы дом был превращен в музей. Фактически даже Елена Мельникова и Екатерина Каринская судятся именно за право передать здание в государственную собственность и превратить его в музей архитектора.

В настоящее время государство уже владеет половиной дома Мельникова: свою долю, купленную у наследников дочери архитектора Людмилы, ему передал бизнесмен и глава фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев. Это случилось в декабре 2010 года, а 16 июня уже этого года право собственности получило государственную регистрацию, и тогда же право оперативного управления получил МУАР.

Со второй половиной дома всё намного сложнее.

Художник Виктор Мельников, сын архитектора, успел оставить два завещания: по одному он передал свои права дочери Елене, по второму отказал обеим дочерям и завещал дом государству напрямую. После ряда кассаций и новых судов ситуация сложилась следующим образом: Росимущество и Каринская судятся с Еленой Мельниковой, и, в случае если их иск будет удовлетворен, право собственности как раз и окажется у государства.

Каринская уверяет, что не она была инициатором иска – его подало Росимущество, а она вынуждена была участвовать в суде как исполнитель воли своего отца Виктора Мельникова.

Также она пытается обеспечить выполнение его второго завещания — организацию в доме музея отца и сына Мельниковых, с хранилищами, в которых разместятся архивы архитектора и художника, и опасается, что невыполнение условий завещания может привести к тому, что и дар от Гордеева вернется к его владельцу.

«Завещание не выполнено — значит, решение недействительно и можно опять начинать перетягивание каната.

Я думаю, там интерес в архиве, который находится на временном хранении в Музее архитектуры, почему я и хотела его перевести в Пушкинский музей», — сказала она.

Дом Константина Мельникова был построен в 1927–1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по его собственному проекту и предназначался для самого архитектора и его семьи; там же располагалась его мастерская. Здание приобрело всемирную известность в качестве памятника советского авангарда; как реализация примененных в нем новаторских решений оно было признано объектом культурного наследия регионального значения.

За последние 20 лет вокруг дома появились несколько высотных домов, он отгородился от улицы забором с «антитеррористической» калиткой.

Последняя реставрация проводилась около 15 лет назад. Каринская считает, что техническое состояние дома вполне нормальное – «любая новостройка позавидует», а основную опасность несут затеянные вокруг него строительные работы, которые и могут погубить памятник: нарушены системы водоотвода, наблюдаются провалы почвы.

Судебные заседания продолжатся 30 июня. По словам Коробьиной, Каринская в личной беседе пообещала согласиться с мировым соглашением, если такую же позицию займет и Росимущество.