Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Вернер Херцог и северный свет

В Москве открывается 33-й ММКФ

Владимир Лященко 23.06.2011, 13:10
РИА «Новости»

Сегодня мировой премьерой фильма Майкла Бэя «Трансформеры-3: Тёмная сторона луны» открывается 33-й Московский международный кинофестиваль. Мы выбрали лучшие фильмы и программы самого громкого кинематографического события московского лета: зрителей ждут первый 3D-порнофильм, визит Вернера Херцога, Мэл Гибсон, разговаривающий бобром, каннский призёр и гонконгский гений.

В то время как смотр национальной российской кинематографии «Кинотавр» попытался решительно двинуться в сторону жанрового кино, в основной конкурс ММКФ попали два примечательных автора: Николай Хомерики («977», «Сказка про темноту») с историей про сдавший у молодого помощника машиниста метро мотор «Сердца бумеранг» и Сергей Лобан («Пыль») с четырьмя связанными в узел новеллами про любовь, дружбу, уважение и сотрудничество на абсурдистском материале путешествия разных молодых и не очень людей (двойник Цоя, глухонемой певец, интернет-аутист, Петр Мамонов и другие) в Крым «Шапито-шоу».

Здесь хочется увидеть заявку на поворот к интересному авторскому кино, но сложно пока сказать, насколько подобным чаяниям ответит подборка остальных конкурсантов.

Конкуренцию отечественным режиссерам составят обращения к тяжкому опыту прошлого (трижды к периоду Второй мировой войны и один раз к предшествовавшей ей гражданской в Испании), драмы из опыта настоящего (нелегкое мексиканское детство в «Другой семье», два итальянских друга-врача и одна женщина на фоне Африки в «Легкой жизни»), а также несколько выпадающих из этого ряда лент. К таким можно отнести кровавый детективный триллер про убийства беременных «Месть. История любви» гонконгского режиссера Вонга Чинг По с порнозвездой Сорой Аои в одной из главных ролей (раньше такой фильм попал бы в программу «Азиатский экстрим»), поход французского актера и режиссера Жан-Марка Барра на территорию Бонни, Клайда и прочих прирожденных убийц — криминальный роуд-муви «Перевод с американского», или франко-испанский ремейк рязановской «Дорогой Елены Сергеевны» про небескорыстный визит школьников к учительнице — картину «Эскалация» Шарлотты Сильвера.

Потенциально интересную параллель с лобановским «Шапито-шоу» может образовать дебют молодых болгарских режиссеров «Кеды» про столкновение шести представителей молодежи опять-таки на отдыхе у моря.

Угадать, что в конкурсе окажется стоящим внимания, традиционно сложно, зато всегда можно положиться на ретроспективы, внеконкурсные и специальные программы. Плюс на волне популярности программы документального кино «Свободная мысль» в этом году на фестивале пройдет конкурс документального кино, в котором, например, примет участие картина «Счастливые люди: год в тайге» про жизнь в Сибири, снятая Вернером Херцогом в соавторстве с одним из авторов программы «Диалоги о рыбалке» Дмитрием Васюковым.

Херцог стал героем одной из ретроспектив фестиваля: режиссер лично отобрал для показа и представит в Москве 15 фильмов. От таких объектов поклонения, как «Агирре, гнев божий» и «Фицкарральдо», до менее однозначно восторженно принятых картин второй половины 2000-х: «Спасительный рассвет», «Плохой лейтенант», «Мой сын, мой сын, что ты наделал». Ленты автором выбраны в основном художественные, но также можно будет увидеть документальные «Встречи на краю света» (поэтический эпик про Антарктику показывали на ММКФ пару лет назад) и «Белый алмаз» (опасный полет с воздухоплавателем Грэмом Доррингтоном на помеси дирижабля с воздушным шаром к водопаду Кайетур в западной Гайане).

Плюс состоится российская премьера снятой в 3D, «Пещеры забытых снов» &mdash — путешествия Херцога в пещеру Шове к наскальным рисункам тридцатитысячелетней давности.

Важную культуртрегерскую миссию подробного ознакомления зрителей ММКФ с великими, но не всегда хорошо известными массам американскими режиссерами (Джоном Кассаветисом, Робертом Олтманом) продолжает ретроспектива Сэма Пекинпа. В числе отобранных 11 фильмов будут и хрестоматийный триллер про то, как непротивление злу насилием уступает место кочерге в руках интеллигента, — «Соломенные псы», и мексиканская круговерть вокруг трупа и кровавых долларов «Принесите мне голову Альфредо Гарсия», и, разумеется, вестерны «Пэт Гарретт и Билли Кид» и «Дикая банда».

Также состоится короткая ретроспектива, посвященная Хелен Миррен, исполнительнице главной роли в фильме закрытия фестиваля «Расплата» Джона Мэддена — истории про немолодых агентов Моссада, которые возвращаются к грязной работе, чтобы завершить дело тридцатилетней давности и добить ловко уцелевшего нацистского преступника. Помимо новой работы можно будет посмотреть на Миррен в недавних ролях: женской версии шекспировского мага Просперо («Буря»), Софьи Андреевны Толстой («Последнее воскресение») и британской королевы Елизаветы Второй («Королева»).

Еще одна ретроспектива связана с участием в конкурсе «Перспективы» пионера использования в кино видео- и цифровых технологий Роба Нильссона.

Покажут принесший ему «Золотую камеру» Каннского фестиваля (приз за лучший дебют) «Северный свет», а также драму про ревнивого фотожурналиста «Жара и солнечный свет», историю ночной встречи владельца полулегального футбольного интернет-тотализатора с феминисткой «Вдохновленный» и картину из жизни работниц секс-индустрии Сан-Франциско «Необходимость».

Международные фестивальные хиты традиционно попадают в программу «8 ½ фильмов». В этом году в нее включены «Меланхолия» Ларса фон Триера, обладатель Гран-при последнего Каннского фестиваля «Однажды в Анатолии» турка Нури Бильге Джейлана, байопик международного террориста Ильича Рамиреса Санчеса «Карлос» француза Оливье Ассаяса, снятое в 3D Вимом Вендерсом посвящение покойному гению хореографии и другу режиссера Пине Бауш «Пина» и история про вывезенную в начале XX века из Африки на потеху парижской публике Саартье Баартман (ее выставляли в клетке в цепях) «Темнокожая Венера» режиссера «Кус-куса и барабульки» Абделлатифа Кешиша.

Самой беспроигрышной со зрительской точки зрения (и самой популярной) традиционно станет программа «Гала-премьеры»: покажут «Бобра» Джоди Фостер с Мелом Гибсоном в роли мужика, который передоверяет общение с миром плюшевой игрушке, «Мишень» Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина про поиск вечной молодости в России 2020 года. Туда же включили обласканную критикой после Канна ретро-историю про переход от немого кино к звуковому — «Артиста» Мишеля Хазанавичюса. Другой каннский участник — комедия про новоизбранного владыку римского престола в депрессии и психоаналитика «У нас есть Папа» Нано Моретти — стал частью программы про неунывающую старость «Третий возраст». Романтическая комедия гонконгского поставщика шедевров Джонни То «Прекрати разбивать мне сердце» попала в программу «Вокруг света». В программе «Секс. Еда. Культура. Слава» выделяется еще одна 3D-картина фестиваля — «Секс и Дзен 3D: Экстремальный экстаз» Кристофера Суня.

Еще один повод для оптимизма: по аналогии с главными кинофестивалями мира появляются интересные параллельные программы. Кинотеатр «Пионер» устраивает в рамках ММКФ полную ретроспективу большого венгерского художника Белы Тара: покажут все его фильмы, а сам режиссер, который недавно пообещал завязать с кино, лично приедет в Москву подвести итоги (даты визита уточняются).

Полное расписание показов ММКФ можно найти здесь.