«Мы будем создавать национальный мюзикл»

Михаил Швыдкой о Театре мюзикла

ИТАР-ТАСС
Художественный руководитель Театра мюзикла Михаил Швыдкой рассказал «Парку культуры» о том, как появилась идея театра, почему он оказался во Дворце культуры им. Горбунова, поделился своим отношением к российскому рынку мюзиклов.

На театральной карте Москвы появится еще один театр. Экс-министр и телеведущий Михаил Швыдкой станет художественным руководителем Театра мюзикла, который разместится в здании легендарной «Горбушки». Первый спектакль театр покажет в октябре 2011 года – это будет мюзикл «Времена не выбирают», смесь советских и американских песен 1920-30 годов. В планах театра еще один российский мюзикл, который будет написан специально для него, и адаптация бродвейского мюзикла.

— Кому принадлежит изначальная идея организовать Театр мюзикла и когда она появилась?

— Я думаю, что не мне. Эта идея витала в воздухе много лет, в Советском Союзе пытались что-то делать на базе театров оперетт, приспосабливая традиции мюзикла к опереточным традициям. Но если говорить об этом конкретном проекте, то история крайне простая. Во время работы на телевидении в программе «Жизнь прекрасна» мы с Левоном Оганезовым перепели, переинтерпретировали очень большое количество песенного материала. В какой-то момент я понял, что хорошо бы сделать такое ревю из советских и американских песен 20-30-х годов, потому что эта музыка создавалась людьми очень близкими по месту рождения и этносу. То есть, еврейский мелос, попадая в различные музыкальные культуры – русскую, украинскую или афроамериканскую, британскую или ирландскую – приобретал совершенно разные очертания. Иногда это проявлялось даже в рамках одной семьи – например, у братьев Покрасс. Мне очень хотелось сделать это ревю. Но одна из самых тяжелых проблем с организацией Театра мюзикла – это отсутствие помещения в Москве. И мы с продюсером Давидом Смелянским и генеральным директором Александром Поповым решили соединить традиции американского коммерческого театра с традицией русского репертуарного. И так распорядились звезды, что одновременно с этим завод имени Хруничева искал новое лицо для Дворца культуры имени Горбунова, из которого ушли рокеры.

— В каком качестве Театр мюзикла приедет в «Горбушку»?

— Это здание – точно не наше. Оно принадлежит заводу, и между нами заключен партнерский договор. Мы не арендуем это здание, а вместе с заводом выстраиваем стратегию его использования. Естественно, мы платим за всё наше пребывание там, но мы не жильцы, а, скорее, сотрудники. Это подтвердило и руководство завода имени Хруничева.

— Первым проектом театра стал мюзикл «Времена не выбирают». Когда прошлым летом вы начали над ним работать, премьера была обещана в апреле 2011 года. Какое сейчас состояние с этой постановкой?

— Это как раз тот мюзикл по песням 20-30-х годов. Аранжировки к нему будут делать Максим Дунаевский и Левон Оганезов, а пьесу написали я и Алексей Кортнев. Мы достаточно тщательно отнеслись к его литературно-музыкальной основе и несколько раз переделывали и планируем закончить только в середине мая. А пока не было пьесы, я не рисковал собирать деньги на постановку – я всё-таки государственный служащий, и ни копейки бюджетных денег здесь быть не может. У нас есть наметки по актерам, ведутся переговоры, а окончательно определиться с составом мы сможем, наверное, только в июне.

— А что будет с театром после этой премьеры?

— Это будет театр, где мы будем создавать национальный российский – или русский – мюзикл. Мы стартуем с трех названий. Кроме «Времена не выбирают», в планах еще один российский спектакль – мюзикл «Растратчики», который сделали Александр Шаврин и Максим Леонидов по пьесе Валентина Катаева. Эта пьеса шла во МХАТе в 1927 году. Также будет американский «Rent», который сейчас возобновляют на Бродвее, а мы чуть позже поставим его в Москве.

— Ну и последний вопрос. В Москве в последние годы ставится все больше мюзиклов – в основном зарубежных. Не боитесь конкуренции?

— На самом деле мюзиклы конкурируют не только с другими мюзиклами. Они конкурируют со всем комплексом развлечений, с ночными клубами, ресторанами. Тут многое влияет – например, далеко ли от метро. Может быть, ДК Горбунова – не лучшее место, это не Театр оперетты. С другой стороны – надо попробовать. Нам очень хочется сделать человеческий, качественный театр, чтобы это было действительно художественно интересно. Если получится – публика придет.