«Они бросают Париж и приезжают в Пермь»

Теодор Курентзис стал худруком Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского

РИА «Новости»
На пресс-конференции, посвященной своему назначению худруком Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского, Теодор Курентзис рассказал о своих планах по реформации — отмене репетуарного театра, приглашению зарубежных солистов — и об операх ручной работы.

У культуры в России есть потенциал, который не всегда может быть реализован из-за неправильных людей, которые сидят на неправильных местах, — таким заявлением дирижёр Теодор Курентзис начал свою сегодняшнюю пресс-конференцию, задав тон всей дальнейшей беседе с журналистами. «Россия — волшебное место, где могут происходить чудеса. Я живу здесь не из-за условий жизни, как вы понимаете, а из-за культуры. Единственная причина — работа в Новосибирске», — подчеркнул дирижер.

Пресс-конференция была посвящена назначению Курентзиса на должность художественного руководителя Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского. О том, что главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета решил перебраться в Пермь, стало известно в начале декабря. Официальный договор с дирижером был подписан на прошлой неделе в Баден-Бадене, где Курентзис представлял оперу Моцарта «Так поступают все женщины» на местном фестивале. А первый концерт нового худрука запланирован на 10 февраля — это снова будет Моцарт, симфония № 40.

Выбор нового рабочего места Теодор Курентзис объяснил наличием единомышленников в Перми, чьи мечты совпадают с его собственными.

«Сейчас в Перми собралась замечательная команда во главе с Борисом Леонидовичем (Борис Мильграм, зампред правительства края. — «Парк культуры»). У них очень амбициозный план: когда Пермь станет культурной столицей — это не должно остаться на бумаге, это должно быть в действительности», — сказал дирижер. Курентзис уверен, что Пермь не отстает от Москвы и Петербурга по насыщенности культурной жизни. При этом столичные города в жанре оперы предлагают «продукцию супермаркетов», предназначенную для людей, которые хотят потреблять искусство не задумываясь, потому что «многие уже купили подобный продукт».

«Это похоже на большой завод, а они, по-моему, всем надоели… Но есть люди, которых интересует именно «Лебединое озеро», — сказал он с улыбкой.

Новоявленный худрук пермской оперы рассчитывает показать людям совсем другой подход. По задумке дирижера, необходимо уйти от репертуарного театра и показывать новые спектакли сериями. Такой способ может увеличить количество зрителей. Кроме того, такой подход поможет разгрузить музыкантов оркестра. «Нормальный музыкант не может иметь в репертуаре 40 опер и 30 балетов», — заявил дирижер. Также планируется ежегодно делать несколько премьерных спектаклей.

Вся его программа рассчитана на 4 года: планировать на меньшее время, по словам Курентзиса, нет смысла, и, кроме России, так больше нигде не делают.

Кстати, о музыкантах. Вместе с дирижером в Пермь переезжает и созданный им в Новосибирске камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble, а вот музыкантов Пермского театра ждет своеобразная переаттестация. Дирижер будет до мая присматриваться к ним, отбирая тех, кто «умеет играть», а затем будет учить их играть с собой. В идеале он планирует получить в Перми два оркестра: в планах театра открытие второй сцены через пять лет.

По словам Курентзиса, увольнять он никого не собирается: останутся все музыканты при условии высокого качества исполнения. «Место работы есть для всех», — заверил он. Тем не менее в планах дирижера приглашение в Пермь множества талантливых исполнителей. Он не назвал конкретных фамилий, но упомянул, что переговоры ведутся с музыкантами и солистами из России и других стран.

«Они бросают Париж и приезжают в Пермь, потому что то, что мы делаем, происходит впервые в мировой практике», — поделился Курентзис.

Рассказал он и о своих мечтах. Он рассчитывает делать «ручную работу» — в отличие от привычных оперных театров — и дождаться того момента, когда из других городов зрители будут специально приезжать в Пермь, чтобы посмотреть на новую оперную постановку.

Отвечая на вопросы журналистов, Курентзис сказал относительно ситуации вокруг Театра на Таганке и его руководителя Юрия Любимова (он собирался увольняться из-за несогласия со статусом театра), что изменения в художественной ткани — это хорошо. И свою работу в Перми он рассматривает именно как непрерывное изменение.

«Нужно всегда находиться на пару шагов впереди», — сказал Курентзис.

Приезд столь большого количества звезд — не только Теодора Курентзиса и его оркестра, но и будущее приглашение режиссеров, музыкантов и солистов — оплатит Пермский край из своего бюджета. Впрочем, как сказал присутствовавший на пресс-конференции Борис Мильграм, они не оставляют надежд пообщаться с федеральным Министерством культуры не только по вопросу приглашенных артистов, но и по поводу строительства в Перми консерватории. Об отсутствии кадрового резерва в области музыки на месте будущей работы в своем выступлении говорил и Курентзис — как о главном «минусе», который ждет его Перми.