Пенсионный советник

Просвещение как путь к удовольствию

В ММСИ открылась выставка «Если бы я только знал!..»

Велимир Мойст 09.12.2010, 16:06
ММСИ

В здании Московского музея современного искусства на Петровке открыта тематическая экспозиция под названием «Если бы я только знал!..». На примере множества экспонатов устроители попытались объяснить широким зрительским массам, как прекрасен и удивителен мир контемпорари арта.

Отправным пунктом для появления этого проекта послужила нехитрая мысль о том, что отечественная публика к современному искусству относится с некоторым... скажем так, предубеждением. А на самом деле просто многого в нем не понимает. Вот и нужно устроить своего рода «ликбез», чтобы в игровой, интерактивной форме и посредством несложных комментариев донести до зрительского сознания хотя бы азы предмета. На решение этой задачи были брошены недюжинные эстетические ресурсы. Кураторы Екатерина Зайцева и Екатерина Кузьмина не ограничились фондами одного только ММСИ и привлекли также произведения из других источников. Экспозиционное пространство расчленили на тематические разделы, озаглавленные «Перформанс», «Видеоарт», «Объект-инсталляция» и т. п. Зоны интерактивности оборудовали надлежащим образом, чтобы зрителей неудержимо потянуло самим создать опусы в духе контемпорари арта.

И всюду развесили экспликации с объяснением происходящего, причем на двух «языках» – взрослом и детском.

Цель «развлечь и просветить» вроде бы достигнута. Здесь можно и помедитировать на тему «Черного квадрата», который именуется «пропуском в мир современного искусства», и расширить свое понимание постмодернизма через знакомство с парафразами из Леонардо, Дюрера, Пикассо и Ротко. Можно приобщиться к таинствам медиа-арта и даже собственными руками повтыкать штекеры в пульт, управляющий экранным изображением на видеоинсталляции Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева. А еще можно поиграть в настольный теннис с головой Эйнштейна (совместный проект «Синих носов» и Ильи Чичкана), оглядеть со всех сторон костюм «Электрического инопланетянина», в котором Андрей Бартенев проводил некогда один из своих перформансов, полюбоваться рисунками Ани Жёлудь в выдвижных ящичках (интерактивное шоу называется «Музей меня»). Наконец, в качестве апофеоза зрителю предлагается взойти на лекторскую кафедру и высказать свои взгляды на метаморфозы, постигшие традиционную картину.

После чего уйти духовно обогащенным и наполненным позитивными эмоциями.

Одно только неясно: что здесь продемонстрировано такого, чего зритель не мог увидеть раньше? Отчего вдруг должен случиться катарсис? Сам по себе интерактив и прочая разъяснительная работа – это чудесно, кто же спорит. Но полюбить-то зритель должен не креативные методы подачи материала, а материал как таковой. Практически все авторы, представленные в экспозиции, постоянно участвуют в различных московских выставках. Почему там эти опусы коллективное сознание публики не убедили в своей важности, а здесь вдруг произойдет прорыв? Проект с подзаголовком «Практическое пособие по современному искусству» способен, пожалуй, дать первоначальные представления о жанровой классификации, о наборе приемов и технологий, о круге авторов и т. п. А вот пронзить в самое сердце, чтобы захотелось увидеть еще и еще, -— что-то непохоже.

Ведь в любом искусстве, даже наисовременном, работает прежде всего загадочная схема «зацепления» чувств.

Если этот эффект отсутствует, то просветительские «припарки» мало помогают. Не хочу сказать тем самым, что на выставке в ММСИ нет сильных произведений. Просто когда проект реализуется по принципу «с миру по нитке» (в смысле взять побольше авторов и охватить спектр пошире), то проблема качества работ и глубины их воздействия уходит куда-то на третий план. Остается игра в «ликбез» – наверное, нужная и по-своему занимательная. Но без потрясений и долгосрочных последствий. Хотя, может быть, публике ничего этого и не требуется?