Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ВХУТЕМАС как абсолютная современность

В Москве открылись две выставки, посвященные ВХУТЕМАСу

В Москве проходит фестиваль «Пространство ВХУТЕМАС-2010», приуроченный к 90-летию легендарного учебного заведения. Две важнейшие выставки из программы фестиваля открылись в Музее архитектуры имени Щусева и в МАРХИ.

В ту пору, когда Остап Бендер выдавал себя за выпускника ВХУТЕМАСа, принадлежностью к этой когорте еще можно было гордиться. А вот лет десять спустя о подобном факте своей биографии лишний раз упоминать не стоило. Всероссийские художественно-технические мастерские, реформированные было во ВХУТЕИН, в 1930 году с треском разогнали. Официальная причина расформирования вуза звучала как «в целях повышения эффективности учебного процесса» или что-то в этом роде, но все понимали, что в действительности был нанесен удар по «оплоту формализма». Коммунистическая власть окончательно рассталась с иллюзиями насчет того, что новое пролетарское искусство должно быть необычным и экспериментальным. На пороге в полный рост маячил соцреализм.

Так завершился проект, о котором через десятилетия стало принято вспоминать исключительно с пиететом.

Вхутемасовские методики обучения называют прорывными и самыми прогрессивными на планете (не забывая, правда, упомянуть и опыт немецкого «Баухауса»). Имена многих преподавателей и студентов вписаны в анналы истории искусства золотыми буквами — достаточно назвать Владимира Фаворского, Александра Родченко, Николая Ладовского, Александра Веснина, Александра Дейнеку. Однако школа — это не только персоны, а еще и идеология. Надо заметить, что таковая во ВХУТЕМАСе отнюдь не была монолитной и во всем последовательной. Многое делалось на живую нитку, формы обучения у разных педагогов заметно различались. Студентам дозволялось переходить от одного мастера к другому, чем они активно пользовались. Наряду с авангардными взглядами вполне процветали и традиционные.

Кстати говоря, сегодня об этом почему-то редко вспоминают, чохом относя всех преподавателей и выпускников к приверженцам авангарда.

Нынешний фестиваль как раз и дает возможность повнимательнее разобраться в том, что же и как происходило в 1920-е годы. Выставки в МУАРе и МАРХИ представляют подлинные работы того времени — дипломные проекты, учебные задания, эскизы, натурные постановки и т. п. Принципиальная разница между экспозициями «ВХУТЕМАС. Мысль материальна» и «ВХУТЕМАС. Живое наследие» состоит лишь в том, что в первом случае произведения из своих закромов вынимает Музей архитектуры, а во втором — Архитектурный институт, который является прямым наследником вхутемасовского архфака. Да, и еще одна подробность: «Мысль материальна» делает основной акцент на теме обучения зодчеству, а «Живое наследие» посвящено всему спектру преподавания. Пожалуй, для максимально объемного представления о предмете стоит заглянуть на обе эти выставки.

Первым делом здесь ощущаешь, что разговоры о передовом опыте ВХУТЕМАСа ведутся не напрасно.

Некоторые проекты можно хоть сегодня воплощать в жизнь — они будут восприниматься как абсолютно современные. Скажем, знаменитая дипломная работа Ивана Леонидова «Институт библиотековедения имени В. И. Ленина на Воробьевых горах» (утраченный макет реконструирован в начале 1980-х) выглядит не только манифестом конструктивизма, но и готовой моделью для ультрамодного сооружения. Между прочим, большинство студентов так и относились к своему образованию: оно требовалось для скорого применения на практике, а не в целях развития фантазии. Никто не догадывался, что практика эта вскоре будет выражаться преимущественно в вариациях «сталинского ампира»...

Подобная ситуация складывалась и с выпускниками других факультетов.

И живописцы, и графики, и прикладники со временем столкнулись с тем, что в реальной жизни их навыки и умения требуют существенной корректировки.

Порой даже радикальной. Получить клеймо «формалиста» означало подвергнуться как минимум суровой критике, а то и вовсе загреметь по этапу. Можно сказать, что выпускники ВХУТЕМАСа оказались «потерянным поколением», пусть даже многие из них сумели приспособиться к нормативам советского искусства. Вспомнить хотя бы знаменитое сатирическое трио под аббревиатурой Кукрыниксы. Вот уж кого нельзя было заподозрить в вольнодумстве и приверженности к «буржуазным ценностям» (такую парадоксальную формулировку часто применяли по отношению к людям, искренне уверовавшим в близкую победу революционного искусства). Однако Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов тоже были питомцами того достославного заведения, которое прививало любовь к эксперименту и формотворчеству. Трудно утверждать, что мастера карикатуры никогда не жалели о своем творческом выборе. Но, что называется, «время было такое».

Вхутемасовские архивы можно воспринимать как часть далекой уже истории, однако можно относиться к ним и как к опыту, вполне перелагаемому на современный язык.

В конце концов, та школа все-таки не погибла в одночасье: традиции ВХУТЕМАСа в остаточном виде существуют в нескольких художественных вузах Москвы. Взять бы и вернуться к рассмотрению былых методик, почерпнуть в них то, что отметалось десятилетиями, и на их базе двинуться дальше... Но что-то не похоже, что это случится. Сохранить бы хоть то, что осталось. К примеру, в Московском государственном университете печати (это правопреемник Полиграфа, известного своими вхутемасовскими традициями в части художественного образования) зреет сейчас очередная забастовка. Студенты и преподаватели протестуют против планов ректората «оптимизировать» процесс обучения искусству. Плодом этой «оптимизации» должна стать полная деградация учебного процесса... Вот вам и вся историческая связь поколений. Может, и впрямь тот революционный проект следует считать утопией, к реальной жизни никак не приспособленной?

Новости и материалы
Экс-руководитель магаданской Росавиации отправлен в СИЗО
Глава МИД КНР рассказал, чем обернется конфликт США и Китая
Россиянам объяснили, почему нельзя выучить язык по приложению
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Все новости