Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Архитектурное золото не блестит

Выставка «Золотой век архитектурной графики»

В Пушкинском музее открыта выставка «Золотой век архитектурной графики», где представлены полсотни рисунков европейских мастеров XVIII – XIX столетий. Эти листы на протяжении многих лет с увлечением собирал Сергей Чобан, один из авторов проекта башни «Федерация».

Для работающего архитектора интерес к прошлому неизбежен, сколь бы ультрасовременными ни выглядели его методы. Зодчество вообще предполагает преемственность, хотя бы умозрительную, поскольку любое новое строение, если только не возводится посреди пустыни, непременно будет соотноситься с уже существующей средой.

Вникнув в подробности какого-нибудь сверхмодного архитектурного проекта, поражающего своей необычностью и вроде бы исключающего всякое влияние традиций, всегда обнаружишь переклички с былыми тенденциями.

Сергей Чобан, будучи весьма востребованным автором (у него немало реализованных проектов в Германии и России, включая упомянутую башню «Федерация»), о значении для себя архитектурной старины, безусловно, догадывается. Оголтелые прагматики могли бы даже заподозрить, что свою коллекцию он рассматривает в качестве источника вдохновения для текущей работы. Но прямой связи тут нет, конечно. Речь идет все-таки о хобби, пускай и родившемся из увлечения профессией. Чобан сам хороший рисовальщик, так что его страсть к архитектурной графике обусловлена еще и собственными навыками.

Такому собирателю туфту под видом шедевра не подсунешь.

Это все говорится к тому, что, несмотря на субъективность подбора рисунков и отсутствие в этом деле некой научной системы, качество коллекции сомнений не вызывает. Да и означенная эпоха не зря именуется «золотым веком»: архитектурная графика тогда переживала необычайный расцвет. Шансов на его повторение в наши дни, увы, никаких. Фотография и компьютерное проектирование окончательно превратили сей жанр в архаику. Сожалеть об этом, наверное, не стоит, но научиться ценить достижения предков все-таки не мешало бы.

Почему именно в XVIII – XIX столетиях случился столь грандиозный подъем в изображении архитектуры?

И звезды на небе удачно расположились, и тенденции счастливо сошлись. До того в Европе схематические планы будущих построек и виды реальных архитектурных объектов существовали по отдельности, как разные типы творчества. И вот они начали смыкаться и сопрягаться: зодчие становились полноценными художниками, а художники все больше внимания обращали на особенности архитектуры. Возник очень мощный, разнообразный поток изображений, где уже не было столь явственного цехового деления. Как водится, появились в этом деле свои мэтры и кумиры – Каналетто, Джованни Батиста Пиранези, Гюбер Робер, Галли Бибиена, Якоб Филипп Хаккерт.

Центром художественной жизни тогда был Рим, к нему вели все европейские дороги.

Посему не удивляйтесь, что большинство экспонатов выставки так или иначе касаются римских достопримечательностей. Иногда это вполне узнаваемые места – Форум, Колизей, храм Адриана, термы Каракаллы, — а еще чаще вольные фантазии, в которых элементы реальности густо перемешаны с воображаемой архитектурой. Это уже не Рим как таковой, а «что-то навеянное Римом». Кстати, к подобной практике вплотную примыкает традиция создания театральных декораций. Эскизы величественных задников для представлений – та же архитектурная графика, только выдуманная уже от начала и до конца. Смотрятся такие листы очень эффектно – и, между прочим, идеалы эпохи выражают порой даже лучше любых натурных изображений.

Отдельно следует сказать о «россике», то есть о работах европейских художников и архитекторов, живших у нас в империи.

В коллекции Сергея Чобана есть проекты театральных декораций от знаменитого декоратора Пьетро ди Готтардо Гонзага, есть акварельные фасады дворцов и вилл от еще более знаменитого Джакомо Кваренги. Найдется перспективное изображение памятника Николаю I на площади перед Исаакиевским собором, выполненное Огюстом Монферраном. А Винченцо Бренна, любимый зодчий государя Павла Петровича, представлен архитектурным планом Михайловского замка, где впоследствии оный государь и был убит верными гвардейцами.

Произведения «россики» совершенно не отваливаются от остальной коллекции: это была единая школа, авторы вращались в одних и тех же кругах.

Казалось, блистательному «золотому веку» не будет конца, но все когда-нибудь завершается.

Архитектурная графика начала утопать в деталях и в излишнем умствовании эпохи позднего классицизма. А некоторые исследователи не без оснований утверждают, что к упадку этот благородный жанр пришел из-за изобретения Дагером способа получения «неисчезающих изображений». Правда, были потом и взлеты, которым фотография никак не могла помешать (вспомнить хотя бы о «бумажной архитектуре» позднесоветского периода). Но «золотой век» все же остался единственным и неповторимым.

Предупредим заранее, что экспозиция в ГМИИ – зрелище довольно эстетское, на дешевую популярность у публики не рассчитанное.

Однако ничего такого, чего нельзя было бы постичь среднестатистическим разумом и рассмотреть среднестатистическими глазами, здесь нет. Крупицы информации, раздобытой заранее, надо совместить с вдумчивым смотрением самих листов – вот и весь секрет освоения «снобской» выставки. Что-то, конечно, останется за рамками восприятия, но вообще-то людей, которые могли бы постичь все до одного нюансы старого искусства, в природе не существует. Важно попробовать и втянуться.

Новости и материалы
Польские таможенники заблокировали на границе автомобили для ВСУ
На Кубани рассказали о повреждениях после ночного налета украинских БПЛА
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости