Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Плюс медиализация всего на свете

«Арт Москва» открылась

Велимир Мойст 23.09.2010, 14:44
ЦДХ

Ярмарка современного искусства «Арт Москва» в ЦДХ: живопись 3D, «Царица Колокольчик» от дочери Березовского, виртуальный музей из Эссена, лазерная мандала и другие аттракционы призваны отвлечь от грустных мыслей по поводу плачевного состояния рынка.

Финансовые итоги прошлогодней «Арт Москвы» были настолько плохи, что устроители даже подумывали, не пропустить ли им нынешнюю. Ну, может, и не всерьез подумывали, а так, чтобы самих себя раззадорить. По крайней мере глава компании «ЭкспоПарк» Василий Бычков на пресс-конференции во всеуслышание признался, что «подходили к проекту с пессимистическим настроением, но все-таки решили делать». Действительно, давать слабину сейчас не самое подходящее время. Все говорят, что кризис или уже закончился, или вот-вот закончится, – так к чему поддаваться унынию? В результате предприятие хоть и ужалось (сейчас в «Арт Москве» участвуют 37 галерей – практически столько же, сколько на премьере ярмарки в 1996 году), но осталось на плаву. И даже испробовало частичную «перезагрузку»: новый арт-директор Кристина Штейнбрехер привнесла в качестве девиза слово «медиализация». Под этим малопонятным, но звучным грифом реализованы несколько спецпроектов, в коммерческий раздел ярмарки не входящих.

Признаков того, что ситуация на рынке современного искусства за минувший год заметно улучшилась, пока что-то не видно, однако участники «Арт Москвы» всем своим видом дают понять: сдаваться не намерены.

Здешний репертуар мало чем отличается от докризисного, да и подан он не менее респектабельно и пафосно. Ведущие российские галереи, работающие с актуальным искусством (главным образом московские и петербургские), располагаются на тех же стендах и предлагают тех же авторов. Иностранцы подверглись кое-какой ротации, но потери отдельных «бойцов» отряд вроде бы не заметил – в целом заграничная часть выглядит не хуже обычного. К тому же некоторые наши галереи не прочь поторговать опусами зарубежных авторов вроде Ральфа Касперса и Иана Давенпорта.

Среди отечественных авторов, которые в «Арт Москве» участвуют впервые (или появлялись ранее только в эпизодических ролях), отметим команду под название Open! Group с компьютерным проектом «3-Dеализация шедевров».

Нехитрая вроде бы задумка – переложить сюжеты знаменитых полотен на язык виртуальной графики – исполнена лихо и умело. Вот только не совсем понятно, чем авторы займутся после того, как исчерпается набор популярных прототипов. Весьма симпатичным получился проект Марины Алексеевой из Петербурга, создавшей внутри небольших лайт-боксов прикольные анимационные миры. Занятны вышивки-аппликации москвички Марии Арендт, посвященные различным башням – от Сухаревской и Шуховской до башни III Интернационала. Короче, нельзя сказать, что «Арт Москва» навеки связала себя с традиционным кругом авторов и противится появлению новых имен. Но заявленный некогда стиль едва ли претерпел существенную эволюцию.

При входе в залы расположилась инсталляция «Царица Колокольчик», автором которой значится Елизавета Березовская (да-да, талантливая дочь Бориса Абрамовича).

Многометровый продолговатый объект издалека может напомнить об арсенале стратегических сил ядерного сдерживания, однако суть этого произведения более чем миролюбива. Зрители приглашаются в недра гигантского цветка, чтобы самолично прочувствовать дух современного искусства. Впрочем, подлинное удовольствие от аттракциона можно гарантировать лишь детям младшего школьного возраста – за остальных не поручимся.

А вот проект Дениса Михайлова «Хочется потрогать» рекомендуем, напротив, людям постарше, поскольку здесь предлагается через 3D-очки взглянуть на живописные изображения обнаженных дам.

В большом полуподвальном зале, маркированном Ц-6, демонстрируются видеопроекции выставок музея Folkwang из немецкого Эссена. Этот сюжет как раз имеет прямое отношение к помянутой выше «медиализации»: виртуальный музей рассматривается как способ популяризации реальных экспозиций. На антресоли ЦДХ расположился проект Techno Russia, где итальянский куратор Антонио Джеуза пробует анализировать воздействие технологий на искусство. Наиболее эффектным здесь выглядит видео Анны Ермолаевой Shooting: автор лупит из пистолета в объектив камеры и в итоге попадает. На этом ролик и обрывается.

Рядом помещена выставка выпускников Института проблем современного искусства — судя по ней, проблемы остаются.

А на улице, перед входом в здание, можно увидеть арт-объекты из скотча – плоды не столько вдохновения, сколько заинтересованности фирмы, дилерствующей на поприще упаковочных материалов.

Трудно сказать, способствует ли обилие спецпроектов росту торговли современным искусством или же, наоборот, отвлекает зрителей от покупок. В любом случае едва ли стоит в нынешнем сентябре рассчитывать на взрыв спроса. Этот сектор арт-бизнеса в сытые времена бывает очень доходным, и он же наиболее беззащитен перед любыми потрясениями в экономике. Период его восстановления может длиться долго, но уж коли процесс вернется на прежние рельсы, то жди триумфальных релизов и оптимистических прогнозов... Пока рановато.