Пенсионный советник

Богатыри и мы

«Игла. Remix» с Виктором Цоем вышла в прокат

Ярослав Забалуев 16.09.2010, 16:43
a42.ru

Культура по четвергам: выход в прокат фильма «Игла. Remix» стал хорошим поводом вспомнить о русских супергероях.

В 12 часов дня он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал, куда он идет. И сам он тоже. Его зовут Моро, его школьная кличка – «Моро – смерть амбала». За 15 суток до того, как выйти на улицу, он, чтобы заработать денег на гитару и усилитель, принял участие в организованном неким Спартаком бое без правил. В результате всех повязали, Спартак исчез с деньгами, а Моро оказался в изоляторе. Теперь он вышел на улицу, чтобы найти Спартака и выбить из него долг.

Режиссер Рашид Нугманов проделал действительно серьезную работу. «Игла. Remix» длиннее примерно на двадцать минут за счет архивного видео с Цоем в кочегарке, комиксов, цирковых номеров с участием Спартака — Баширова и телевизионных лекций нарколога Артура Юсуповича (Петр Мамонов). Прежде всего надо сказать, что «Игла. Remix» полностью оправдывает свое название – старые и новые линии сводятся как треки в виджей-сете. Основная тема то уверенно доминирует и рождает ностальгическую одышку, лишь изредка прерываясь новейшими дополнениями, то внезапно от «Иглы» остается только один герой, который начинает путешествовать в полностью новой картинке. В финале звучит одна на всех «Группа крови».

Нугманов говорит, что в новой версии хотел ответить на все вопросы, которыми засыпали его зрители все эти 20 лет, прояснить недоговоренности, доснять то, что тогда снять не удалось. В результате, правда, все полтора часа складывается ощущение, будто работники кинотеатра издеваются над каждым зрителем лично: рисуют на пленке всякие глупости, болтают ерунду и превращают Цоя в героя манги.

По-восточному сдержанное остроумие оригинала в ремиксе почему-то заменили не очень умным китчем, а то, о чем создатели умолчали 20 лет назад, и правда лучше было оставить в коридорах «Казахфильма».

Однако удивительным образом именно не самая удачная переделка заострила достоинства оригинала, который сегодня выглядит вещью, для российского кино уникальной.

Через нарисованное поверх пленки игольное ушко Нугманов протащил на советский экран диковатый коктейль из сюрреализма, восточных единоборств (в ремиксе есть отрывки с тренировок исполнителя главной роли) и элементов «новой волны» годаровского образца. Более того, Моро стал первым в полном смысле героем, а вернее, даже супергероем для нарождающейся (простите) «новой России». Герой этот благополучно пропал, как и прочие, даже чисто технические нугмановские наработки. Осталось понять, почему его сегодняшнее возвращение (которое в ремиксе артикулируется даже слишком буквально) столь важно.

Новая инкарнация «Иглы» стала отличным поводом вывести родовые черты. Если взять Моро за точку рождения нового образа, то его ближайшим (и единственным, пожалуй) младшим родственником окажется балабановский Данила Багров. «Брат» и «Игла» вообще похожи – афористичностью диалогов, легкой оторванностью от реальности, русским роком на саундтреке, в конце концов (записанную специально для «Иглы. Remix» песню Цоя «Дети минут» спел, кстати, тот же Бутусов).

Что же до героев, то они (со скидкой на первую чеченскую) тоже очень похожи. Это явно один и тот же тип.

Смерть витает и над Моро, и над Данилой постоянно и в лучших эпизодах ощущается почти физически, но супергерой бессмертен.

Он молчалив, он не знает, куда идет, но точно уверен в необходимости этого движения, а главное, что он не рефлексирует о свободе, а просто пользуется ею. Рефлексия — это вообще не супергеройское дело. Как только нолановский Бэтмен начал задумываться о верности своих поступков, он сразу же проиграл Джокеру, как минимум по очкам. Если герой не знает, что делать, он больше не герой — и вот поэтому путь и Моро, и Данилы (в первом «Брате», разумеется) из ниоткуда за горизонт. Наконец, эти двое выигрывают чисто внешне, поскольку не носят смешных костюмов.

Супергерой (какое бы трико на нем ни было) — фигура всегда очевидно титаническая (или в нашем случае лучше сказать «богатырская»?), и Нугманов осознанно сбил в новой версии весь пафос, тем самым лишь доказав его верность и точность. Остается только надеяться, что новая «Игла» станет не просто еще одним поминальным актом, но освежит в памяти отечественных кинематографистов, какие герои заслуживают почетных ремиксов, а какие не очень.

Фильм «Игла. Remix» в прокате с сегодняшнего дня. В главной роли, напомним, Виктор Цой.