Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Мне скучно рассказывать реальные истории»

Интервью с режиссером Алексеем Федорченко

Беседовал Ярослав Забалуев 31.08.2010, 16:10
ИТАР-ТАСС

Алексей Федорченко, режиссер представляющего российское кино на Венецианском фестивале фильма «Овсянки», рассказал «Парку культуры» о работе над картиной, мифотворчестве и марийских колдунах.

В этом году в основном конкурсе Венецианского фестиваля Россию будет представлять фильм Алексея Федорченко «Овсянки». Пять лет назад фильм Федорченко «Первые на Луне» получил приз за лучший дебют и даже спровоцировал небольшой скандал. Мокьюментари о судьбе первых советских космонавтов, в 30-е годы отправленных бороздить просторы космоса, было сделано столь достоверно, что награждать его как игровую картину у жюри рука не поднялась.

Новая картина рассказывает о директоре целлюлозно-бумажного комбината Мироне Алексеевиче, который в компании фотографа по имени Аист Сергеев едет хоронить свою жену Таню и по дороге рассказывает попутчику историю своей жизни. Так гласит изложенный на официальном сайте картины синопсис, однако создатели фильма называют свое детище не просто роуд-муви, а «фильмом-дорогой», а также эротической драмой и сказкой. О том, что же предстоит увидеть возглавляемому Квентином Тарантино жюри, режиссер картины незадолго до отъезда на фестиваль рассказал «Парку культуры».

— Уже второй ваш фильм попадает в программу Венецианского кинофестиваля. Вы чувствуете, что становитесь фаворитом? Что вы чувствуете?

— Ну, у каждого фестиваля есть любимые режиссеры, Венеция здесь не исключение. Правда, я думаю, что дело тут не в режиссерах, а в фильмах. Что же до меня, то я второй раз еду как участник и один раз ездил в качестве члена жюри, мне это нравится. Говорят, что в этом году очень сильная программа, если будет возможность, постараюсь все посмотреть.

— Вы одновременно называете «Овсянок» эротической драмой, сказкой, этнической историей. Не могли бы вы рассказать, что же ждет венецианское жюри?

— На самом деле каждое из этих определений верно. Это и этника, и эротика, и драма, и сказка, и история любви, и история смерти. Там все это есть.

— Ну хорошо. А как вообще возникла эта история?

— Я делал фильм «Шошо», который снимался в республике Марий Эл о марийских жрецах, реально существующих колдунах и волшебниках. Они соседи народа меря, у них много общего в их верованиях. И есть такой автор Денис Осокин. Он живет в Казани, пишет замечательные книги. Он написал книгу, которая называется «Овсянки». Эта книга победила, получила Гран-при на фестивале «Аксенов-фест» и была издана в журнале «Октябрь». Потом Денис написал сценарий, и вот получилось такое кино, странное, ни на что не похожее. Простая, но необычная, глубокая история. Вообще, я не знаю, как можно фильм рассказать, это дело критиков. Описывать неинтересно, лучше посмотреть и рассказать.

— В «Первых на Луне», благодаря которым о вас узнала широкая аудитория, вы занимались реконструкцией советской мифологии. В «Овсянках», если я правильно понимаю, будет что-то подобное…

— Да, конечно. Здесь есть и реконструкция мифологии, и создание новых мифов. Меря, народ, о котором идет речь в фильме, проживал до русских на территории северного Поволжья – от Москвы на север. А потом ассимилировался в русских, уже в XVII веке. Люди, герои фильма, считают себя мерянами. Мне интересна мифология, а рассказывать истории о реальной, обычной жизни я не хочу, мне это скучно.