Ассоль в тылу врага

В прокат выходит «Солт»

outnow.ch
В прокат выходит «Солт» — нелепый патриотический блокбастер, в котором Анджелина Джоли ходит с русой косой и сражается с русскими шпионами.

Агент ЦРУ Эвелин Солт (Анджелина Джоли) готовится праздновать день рождения мужа – немца-арахнолога, когда-то спасшего провалившуюся разведчицу из корейского плена. До романтического вечера остается совсем мало времени, а надо еще успеть научиться правильно сворачивать салфетки и утрясти наконец перевод на офисную работу взамен несовместимого с семейной жизнью международного шпионажа. В конце рабочего дня, буквально в дверях, ей сообщают, что в комнате для допросов сейчас сидит русский перебежчик. Согласившись допросить предателя, Эвелин не предполагает, что пожилой русак по имени Олег Васильевич Орлов (Даниель Ольбрыхский) с серпом и молотом на перстне в финале их короткой беседы обвинит ее саму в шпионаже и грядущем покушении на президента России Бориса Матвеева. С этого момента для Солт начинается стремительный забег по пересеченной спецслужбами местности, а перед ее преследователями с каждым новым трупом все острее встает вопрос, который прокатчики который год задают изнывающим от жары москвичам:

«Кто же такая Солт?»

Когда на главную роль в проекте еще прочили Тома Круза, картина еще называлась «Эдвин А. Солт», потом Эдвина заменили на Эрику, а она превратилась в Эвелин. Исчез и инициал «А», и это самое обидное –

русская шпионка Эвелин Ассоль (Asalt) с толстой светло-русой косой кажется куда более остроумной шуткой, чем все то, что приготовили для зрителя режиссер Филипп Нойс и сценарист Курт Уиммер.

Пересказать все нет возможности, но шпионская база в действующем монастыре — это не самое дикое из представлений авторов о быте советской разведшколы.

Вообще, одновременное участием в съемках режиссера Филиппа Нойса и сценариста Курта Уиммера создавало интригу не меньше, чем стремительная смена исполнителей главной роли (между Крузом и Джоли в шпионы прочили даже Уилла Смита). Про Нойса известно, что он умеет ставить великолепные политические триллеры – «Тихий американец» и «Игры патриотов» тому порукой. Мечта же Уиммера, судя по «Эквилибриуму» и особенно «Ультрафиолету», — придать порнографии эпические голливудские пропорции. Иными словами, лихость Уиммера в сочетании с чувством стиля Нойса могли дать в приложении к фактуре Джоли прелюбопытнейший результат.

Однако сам по себе вопрос «Кто такая Солт?» оказался куда интереснее ответа.

В лучшие годы в таких фильмах снимался, например, Дольф Лундгрен – жгучий блондин, обладающий редким качеством сочетать обаяние ослепительно блестящего киборга с безразличием боевой машины, что сообщало сюжету известное напряжение. Джоли с этой задачей справляется, разумеется, куда лучше, но авторов визуальный аспект героини интересует явно сильнее характера. Если угодно, Анджелина здесь заменяет предыдущую музу Уиммера Миллу Йовович, которой он вдоволь налюбовался в прошлом фильме.

Если ради чего-то и стоит смотреть «Солт», то ради оскала, с которым героиня кидается на противников, ради улыбки, с которой она стреляет, ради… Впрочем, остановимся. Великолепная форма, в которой пребывает сегодня многодетная мать, сама по себе требует амплуа богини войны, тем более что это место пустует едва ли не со времен Синтии Ротрок.

С уверенностью можно сказать, что таких высот в изображении женщины-ассасина Джоли не добивалась не в «Мистере и миссис Смит», ни в бекмамбетовском «Особо опасном».

Для того, что происходит между ее атаками на многочисленных супостатов, не хочется даже выделять место в памяти, поскольку подобного рода патриотические блокбастеры в Америке не снимали, кажется, даже во времена холодной войны. Русские пьют водку, не выпуская автоматов, президент Матвеев подозрительно похож на Виктора Ющенко, а известный тезис «кругом наши» получает диковатое воплощение в виде (явно неосознанного) оммажа фильму Владимира Меньшова «Ширли-Мырли».

Ну и сцену, в которой (спойлер!) Анджелина Джоли целует упомянутый перстень с советской символикой, также лучше никому не видеть.

Кроме того, из всей этой патриотической дичи на середине пропадает всякий драйв, а авторы начинают путать непредсказуемость со сценарной беспринципностью, сводящей на нет едва затеплившийся адреналин.

Задолго до премьеры «Солт» объявили новой шпионской франшизой, и, судя по сдержанным восторгам профильной американской прессы, сериал действительно может состояться, а значит, нас ждут и новые разоблачения русских шпионов в исполнении Анджелины Джоли. Зрелище это, конечно, временами завораживающее, но, право, лучше бы она стала новым Джеймсом Бондом.