Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Счастье несчастных

Итоги кинофестиваля в Вологде VOICES

На кинофестивале VOICES в Вологде Гран-при получил фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», и в эти выходные его можно будет посмотреть в Москве.

Во время показа в Вологде фильма «Счастье мое» за первые полтора часа (фильм идет 119 минут) из зала вышли всего три человека. Вологжане – люди стойкие. Первая, пожилая женщина, на вопрос, почему она не хочет досматривать кино, ответила: «Меня затошнило. Я вообще с поминок пришла в кино...» Потом вышли еще две дамы, и одна из них объяснила, что ей такое не нравится, особенно матерщина вся эта. «Ну в говне мы и в говне, но ведь нужны какие-то образы! Хотя бы и того же говна. А тут только х....рят и х....рят». На обсуждениях после показов режиссера обвиняли в том, что он лишает зрителя надежды, но были и другие люди.

Эти благодарили: «Я живу в глубинке, и вы все показали правильно: у нас все так и есть».

Роуд-муви, в котором нет дороги, а есть только направления, фильм, в котором кривое пространство этой самой глубинки перемалывает героя, утрамбовывает его в свой серый грунт, западная публика воспринимает как трагифарс или хоррор. В российском зрителе «Счастье мое» включает хриплый патефон оголтелого патриотизма, а сам фильм кажется то клеветой на весь народ, то слишком уж чернушной правдой. Когда председатель жюри Сергей Бодров вышел вручать Лознице Гран-при фестиваля VOICES (30000 евро и статуэтка в виде режиссерского мегафона), он сказал, что решение жюри было единодушным.

Кому-то такой выбор показался политическим. Фильм многих раздражает: он показывает русскую топь (хоть и снимался на Украине) как брейгелевскую натуру, а немногие положительные герои... да там почти и нет положительных героев. Член жюри Андрей Халпахчи назвал этот фильм диагнозом: если общество больно, кто-то должен сказать ему об этом.

Так или иначе, все фильмы-победители ставили диагнозы обществу, пусть диагнозы были и не летальными, как в «Счастье моем».

Польский «Реверс» Бориса Ланкоша, получивший сразу два приза – за режиссуру и за лучшую актерскую работу (оба приза вышла получать актриса Агата Бузек), исследовал устойчивость общества, построенного на костях. Приз зрительских симпатий достался жалостливому сентиментальному романсу Алессандро Анджелини «Выше голову», где проблема отцов и детей неожиданно перетекала в проблему расизма, гастарбайтеров и общей невменяемости жизни. Французский интернет-памфлет «Восьмая страна чудес» (приз Николя Альберни и Жану Машу за лучший сценарий) предупреждал о возможном будущем нашего зашоренного, лицемерного общества. Французская драма Леа Фенер «Нам бы только день простоять» (приз «Талант без границ» за актерский ансамбль) рассказывала о том, какие дороги ведут посетителей в тюрьму, – нечто вроде «Столкновения», но менее назидательное. Авторы с удовольствием и по делу использовали формальные приемы, например камера периодически «моргала» в нужных местах, и от этого казалось, что кто-то смотрит этот фильм вместе с тобой.

Из-за такого неожиданного крена в социалку при распределении призов за кадром VOICES оказался самый, на мой взгляд, сильный фильм конкурса

— шведский «Нарыв» Фредрика Венцеля и Хенрика Хеллстрема. Он, конечно, никакой не «Нарыв», и даже не «Закапываясь», как переводили на российских сайтах, но точно перевести со шведского название Man tänker sitt не смогли и сами авторы. Фильм – что-то вроде «Эмиля из Леннеберги» Астрид Линдгрен в пересказе Тарковского (прямых цитат из «Иванова детства» в картине нет, но ощущение передано точно), в тихих аккуратных пейзажах шведской глубинки. «Шум и ярость», в котором ничего не происходит, но вот-вот неизбежно случится, и от этого хочется кричать. Мальчик на грани взросления бродит по лесу, ворует у соседей, что плохо лежит, рассказывает о тех, кто его окружает, и цитирует Генри Торо. Режиссер Хенрик Хеллстрем говорит, что, когда герой произносит все эти слова философа о мечте и свободе, они очищаются от всех налипших коммерческих смыслов.

Этот фильм сложно полюбить, но, если войти в него, как в берлогу, в нем можно умереть, уснуть.

Однажды мальчик играет со своими сверстниками в прятки, считает до пятидесяти, а когда идет искать, видит, что никого нет. Искать некого, остался только он сам. Авторы хотели снять кино об аккуратном милом городке, но чтобы «в желудке было ощущение, что что-то не так, как будто там медленно катится камень». И там действительно медленно катится камень.

Фестиваль проходил в рамках Года Франции в России и Года России во Франции. Дальнейшая его судьба пока неизвестна.

Мероприятие получилось удивительным: очень сильная программа, в которой показали фильмы от занятных до превосходных, сочеталась с ужасающей организацией.

Режиссеру фильма «Пропавший без вести» Анне Фенченко и сценаристу Наталье Репиной организаторы принесли публичные извинения за путаницу с гостиницами, мастер-класс Кшиштофа Занусси внезапно объявили и так же внезапно отменили, звезды ходили по Вологде неприкаянные, а пресс-конференции переводили с английского так, что лучше бы переводчиков не было вовсе. На закрытии их и не было, и тот же Андрей Халпахчи переводил себя сам. За столь сильную конкурсную программу, правда, можно многое простить, но если VOICES будет продолжаться, то хорошо бы подумать не только о кино.

Тем не менее лучшее, что было в VOICES, а именно кино, в том числе «Нарыв», «Счастье мое» и «Восьмую страну чудес», можно будет увидеть в Москве 9–11 июля в кинотеатре «Пионер» в рамках программы «Эхо фестиваля VOICES».

Новости и материалы
ВС РФ нанесли удары по энергосистеме Сум и складам боеприпасов
В КНДР заявили, что Британия на Украине подталкивают Европу к бедствиям войны
Билл Гейтс продолжает неофициально руководить Microsoft
В МИД Белоруссии сообщили, что двери для переговоров по Украине открыты
В России подскочил спрос на ипотеку для строительства частных домов
Начался суд над убившим семерых сослуживцев сержантом ВС РФ
В США заявили, что пропалестинских демонстрантов поддерживают спонсоры Байдена
Киселев призвал наказать виновных в убийстве военкора Бентли
Названа причина бунта заключенных в российской колонии
В России назвали еще одну цель спецоперации
В Воронежской области отменили режим опасности атаки БПЛА
Названы главные риски для мировой экономики
Латвийская железнодорожная компания попросила снять запрет на покупку запчастей из России
В КНДР заявили, что британское оружие на Украине превратится в «горящий металлолом»
У россиян началась трехдневная рабочая неделя
У берегов России произошло землетрясение
В 2024 году мировые расходы на IT превысят $5 трлн
Россиянам могут предоставить право выбирать место уплаты НДФЛ
Все новости