Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Желание быть вторым

ММКФ - историческая справка

Первый день работы 32-го Московского международного кинофестиваля — самое время вспомнить его долгую историю.

Московский международный кинофестиваль «проводился в первый раз» дважды. Причем выбор между «началом сталинским» (1935 года), позволяющим стать «вторым старейшим» после Венеции, и «началом хрущевским» (1959 года), которое было одним из символов оттепели, представляется делом достаточно трудным.

И всё-таки первым и московским, и международным стал кинофестиваль 1935 года, который был организован с благословления Сталина.

Впрочем, свои идеологические и культурные задачи тот смотр выполнил довольно успешно, сумев стать интернациональным и отдав главный приз советским картинам. Кинофестиваль 1935 года открывал легендарный «Чапаев», который вкупе с другими картинами киностудии «Ленфильм» — «Юность Максима» и «Крестьяне» — получил первый приз. Жюри под председательством Сергея Эйзенштейна также наградило француза Рене Клера за «Последнего миллиардера» и американца Уолта Диснея за его неполитическую мультипликацию.

На этом, правда, все и заглохло, а во время Второй мировой было не до кинофестивалей.

Зато сразу после войны они появились в Западной Европе во множестве – берлинский, возрожденные венецианский и каннский и ряд других. Советские картины на них не попадали, а в самом СССР ничего подобного не было. И тот кинофестиваль, который состоялся в 1959 году, наверное, действительно первый (если отбросить неуемное желание стать как можно древнее). Именно после 1959 года Московский международный стал проводиться регулярно – сначала раз в два года, затем (с 1999 года) ежегодно, добился права войти в категорию А и стал признанным мировым кинофорумом.

В 1959 году председателем жюри был назначен Сергей Герасимов, а так называемый Большой приз получила «Судьба человека» Сергея Бондарчука.

Впрочем, ММКФ всегда охотно, пожалуй даже слишком охотно, давал призы «нашим». На следующем фестивале — в 1961 году — Большой приз разделили японская лента «Голый остров» и «Чистое небо» Григория Чухрая, в 1965-м одним из главных призеров стала «Война и мир» Бондарчука, в 1967-м — «Журналист» Герасимова.

Подобное землячество сполна объясняется тем непростым временем, когда фестиваль начинал существование.

Чтобы дать в 1963 году награду фильму «Восемь с половиной» Феллини, председателю жюри Григорию Чухраю пришлось задействовать все свое влияние и приложить неимоверное упорство: сверху недвусмысленно намекали, что приз должна получить советская лента.

Тем не менее на кинофестивале получали награды и мастера мирового кинематографа: Акира Куросава и Стенли Креймер, Федерико Феллини и Этторе Скола, Анджей Вайда и Франческо Рози, Кшиштоф Занусси и Дамиано Дамиани – и не их вина, что они с симпатией относились к Советскому Союзу. На ММКФ начинали свой творческий путь кинематографисты, чьи имена впоследствии стали известны всему миру: Иштван Сабо и Кането Синдо, Кшиштоф Кесьлевский и Аки Каурисмяки, Кохэй Огури и Умберто Солас.

Сегодня программа ММКФ стала расхожим анекдотом.

В конкурс попадают не кинематографические сливки, а, наоборот, безызвестные аутсайдеры, о которых мало кто слышал до этого и скорее всего никогда не услышит; а приятные исключения вроде Явора Гырдева, блеснувшего в позапрошлом году нео-нуаром «Дзифт», только подтверждают общее правило. Среди картин, попавших в конкурс ММКФ, нет ни новой ленты фон Триера, ни фильмов Михаэля Ханеке.

Зато известными именами изобилуют внеконкурсные секции фестиваля — вот где настоящее раздолье для синефила.

Примерно тот же расклад сопутствовал ММКФ с самого его старта: в конкурсе громкие российские картины состязались с проходными западными лентами, среди которых изредка попадались бриллианты вроде «Восемь с половиной» или «Космической Одиссеи», фильмов Сабо и Вайды.

Тем не менее в то время ММКФ стал дверью в большое кино, дверью сквозь «железный занавес», этаким «окном в Париж».

В 1972 году Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров присвоила Московскому международному кинофестивалю класс А, и теперь ММКФ стал вровень с другими кинофорумами – в Берлине, Локарно, Сан-Себастьяне, Венеции и Канне. В 1989 году был утвержден главный приз кинофестиваля — «Золотой Святой Георгий», помимо которого вручаются другие традиционные и не очень традиционные призы. Имеются на ММКФ и специальные награды, например приз «Я верю. Константин Станиславский», который в прошлом году посмертно вручили Олегу Янковскому и который до этого получали актеры Жерар Депардье и Изабель Юппер. Президентом кинофестиваля с 1999 года является кинорежиссер Никита Михалков.

Новости и материалы
В российском городе рухнула бетонная перегородка подъезда многоэтажки
ЦСКА расторг контракт с Федотовым
В Госдуме рассказали, как самозанятым увеличить будущую пенсию
Певица Валерия назвала самых добрых российских артистов
Зеленский признал, что Украина проиграет без помощи США
Власти Украины опасаются, что линия фронта станет новой границей
Звезда «Ворониных» поддержал идею перевоспитания молодежи через кино
Выяснилось, сколько «АвтоВАЗ» и УАЗ заработали на машинах для чиновников
Сергей Бурунов рассказал, почему не стал озвучивать главного героя в западном мультфильме
В Ираке уничтожили одного из главарей «Исламского государства»*
Очевидцы сообщили о крушении самолета в Крыму
42-летняя «ангел» Victoria's Secret показала фигуру в крошечном бикини
Глава МИД Танзании в беседе с Лавровым осудил теракт в «Крокус Сити Холле»
Intel раскрыла системные требования для ИИ-компьютеров
Киргизия приобрела самолет для президента
Стало известно, кто сыграет Холопа в турецкой версии российской франшизы
РФ считает, что высказывания США о Совбезе ООН лишают их права поучать других
Тарасова рассказала, как бы она отнеслась к решению Туктамышевой возобновить карьеру
Все новости