Победитель Каннского кинофестиваля 2010 года, фильм тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакуна «Дядюшка Бунми, способный вспомнить свои прежние жизни» не только получил «Золотую пальмовую ветвь». Выбор каннского жюри под началом Тима Бертона открыл этой картине дорогу на экраны большинства западных стран и сделал её самым желанным лотом кинорынка, сопровождающего фестиваль.
Уже точно известно, что сопродюсер фильма — немецкая компания Match Factory — заключила несколько довольно значимых сделок. «Дядюшку Бунми» увидят во Франции, Великобритании, Испании и Италии. Тайский фильм достанется странам Бенилюкса, Скандинавии, Португалии, Австрии, Чехии, Словакии и Швейцарии. Но не Европой единой: картину покажут в Канаде, Израиле, Бразилии и Аргентине. Возможно, она появится и в США.
Что касается России, то именно с нее и началась эта приятная для тайского кино тенденция.
Как сообщил «Парку культуры» президент компании «ЛеопАРТ» Антон Мазуров, он собирался купить «Дядюшку...» независимо от результатов и купил ленту для иностранного проката первым, за шесть дней до вручения призов, 15-го мая. По его словам, прокат ленты Апичатпонга Вирасетакуна в России состоится осенью, в начале октября, и представлять свой фильм к нам приедет сам Апичатпонг Вирасетакун.
«Дядюшка Бунми», который снимался тайским режиссером, фактически является плодом международной кооперации. В нем принимала участие не только компания Вирасетакуна, но и производители фильмов из Франции, Германии, Англии и Испании. Для немецкой Match Factory это не первая картина, завоевавшая приз на международном кинофоруме. В 2008 году турецкий режиссер Йешим Устаоглу получил «Золотую раковину» на МКФ в Сан-Себастьяне за «Ящик Пандоры», а его соотечественник Семих Капланоглу со своей картиной «Мед» взял «Золотого медведя» на последнем Берлиналле.
Каннский кинорынок, задержавшись на старте, набирает обороты. Если брать только основной конкурс, то была продана в США южнокорейская картина «Поэзия», европейский мейджер StudioCanal купил права на «Принцессу Монпансье» и «Вне закона». Проданы «Карлос» и «…человечества и всех святых». В общем, почти все картины конкурса хоть куда-нибудь да проданы. Почти все.
К сожалению, подобных сообщений нет ни о фильме Сергея Лозницы «Счастье мое», ни о фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние».
Можно, конечно, говорить, что Россия миру уже малоинтересна. Можно вполне резонно заявить, что оба фильма не прозвучали, и никакие аплодисменты не смогли заинтересовать кинодельцов, которых можно обвинить в чем угодно, кроме того, что они не умеют считать деньги. Про «Дядюшку Бунми» узнали все мало-мальски интересующиеся кино люди, а его режиссер Апичатпонг Вирасетакун заставил-таки киноманов выучить, как правильно произносится его имя.
Подобная история случилась 16 лет назад, когда «Утомленные солнцем» всё того же Михалкова достойно проиграли «Криминальному чтиву», получили приз и признание и отправились в зарубежный прокат триумфаторами.
Конечно, сегодняшний заговор молчания можно объяснить сотней разных причин – от нежелания раскрывать тайны будущих сделок до полного отсутствия каких-либо предложений. Представители российского кинобизнеса уверены в удачной судьбе фильма Михалкова на Западе. К примеру, исполнительный директор Фонда поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков считает, что фильм Никиты Михалкова имеет хорошие прокатные перспективы в Европе. «Я говорил с главой компании, которая будет этот фильм катать (за рубежом), и он смотрит на прокатные возможности этого фильма в Европе с оптимизмом», — сказал Толстиков на пресс-конференции в РИА «Новости» в среду.
Правда, хотелось бы не только слов, но и, допустим, новости о том, что «Предстояние» продано туда-то и туда-то.
Тем более что пока каннские картины распродаются, некоторые СМИ продолжают подводить итоги Каннского кинофестиваля, которые несколько портят впечатление от оптимизма Толстикова. Так, популярное издание indieWIRE, известный вестник авторского кино, составило список из 12 фестивальных картин, которые «обязательно нужно посмотреть». Из конкурса в нем присутствует половина: «Другой год» Майкла Ли, «Красата» Алехандро Иннариту, «Заверенная копия» Аббаса Киаростами, «Турне» Матьё Амальрика, «…человечества и всех святых» Ксавье Бовуа и, разумеется, «Дядюшка Бунми».
Из фильмов, которые были представлены в других секциях, издание отметило «Карлоса» Оливье Ассаяса и «Социализм» Жан-Люка Годара. «Предстояние» в этом списке отсутствует.