Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Пикассо снова на троне

За картину Пикассо на аукционе Christie's заплачено более $106 млн.

Пабло Пикассо, «Обнаженная на фоне зеленых листьев и бюста»
После трехмесячного перерыва Пабло Пикассо вернул себе звание абсолютного чемпиона мира в сверхтяжелом весе. Он снова самый дорогой художник планеты: за его картину «Обнаженная на фоне зеленых листьев и бюста» на аукционе Christie's заплачено более $106 млн.

Когда в минувшем феврале на лондонском аукционе Sotheby's скульптура Альберто Джакометти «Шагающий человек» выручила 65 млн фунтов ($104,3 млн), установив тем самым новый мировой рекорд по цене на произведение искусства, было смутное ощущение, что долго это достижение не продержится. Если уж выходить из кризиса, то с музыкой. Ведущие аукционные дома сейчас крайне заинтересованы в том, чтобы максимально убедительно обозначить подъем арт-рынка. Значит, рекорды неминуемы – и личные, и абсолютные.

Нынешнее достижение вынашивалось в течение нескольких недель, то есть задолго до вчерашних торгов в Нью-Йорке. Среди 27 лотов, образующих отдельную сессию по распродаже коллекции семейства Броуди, картину Пабло Пикассо «Обнаженная на фоне зеленых листьев и бюста» заранее пиарили как потенциальную рекордистку. Хотя эстимейт (предварительная оценка) этого полотна составлял $70 – 90 млн, аукционисты не скупились на многозначительные намеки. Мол, вот увидите — эстимейтом дело не ограничится... Метафорически говоря, ружье так долго висело на самом видном месте и в лучах софитов, что не могло не выстрелить. Лот № 6 в ходе торгов в Rockefeller Plaza ушел к неназванному покупателю за $106,482,500, перекрыв февральский показатель Джакометти более чем на два миллиона.

Таким образом, к Пикассо вернулась корона повелителя рыночных цен в сфере арт-бизнеса.

Напомним, именно ему принадлежал прежний рекорд, державшийся с 2004 года: тогда за картину «Мальчик с трубкой» на аукционе Sotheby's было заплачено $104,17 млн. На сей раз, похоже, конкурентам ответить нечем. В репертуаре нью-йоркских торгов, которые Sotheby's проводит 5 и 6 мая, немало дорогостоящих лотов (упомянем хотя бы «Букет» Анри Матисса с эстимейтом $18 – 25 млн), но реальных претендентов на мировой рекорд не видно. Даже если предположить, что Пикассо тут мог бы побороться сам с собой, то у Sotheby's просто нет сейчас симметричного ответа. Полотно Femme au grand chapeau с эстимейтом $8 – 12 млн шансов взлететь до заоблачных высот практически не имеет. Вероятнее всего, конкурирующая фирма попробует взять реванш только в следующей дуэли – надо полагать, на торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» в Лондоне.

Справедливости ради стоит признать, что картину «Обнаженная на фоне зеленых листьев и бюста», написанную в 1932 году, трудно отнести к вершинам творчества Пикассо.

Произведение это вполне рядовое, хотя и весьма характерное для того периода жизни художника. Героиней полотна (а заодно и музой, вдохновившей Пикассо на целый ряд подобных опусов) стала Мари-Терез Вальтер, с который художник познакомился на улице и которая на десяток лет стала его любовницей. Говорят, она продолжала обожать Пикассо и после их расставания. Версию о любви до гроба вроде бы подтверждает тот факт, что Вальтер покончила с собой после смерти маэстро. Но вообще-то суицид произошел через четыре года после кончины Пикассо, так что истинных причин этого поступка никто не знает... Так или иначе, в начале 30-х годов роман был в разгаре, хотя необходимость скрывать его от жены, ревнивицы и неврастенички Ольги Хохловой, наверняка несколько отравляла Пикассо сладостные минуты. Периодически (не исключено, что бессознательно) он варьировал в ту пору мифологический сюжет о нимфе Дафне, превращенной в куст. Одна из таких аллюзий и стала теперь самым дорогим произведением искусства на планете.

Надо отметить, что и вся коллекция Броуди (вернее, ее фрагмент, выставленный на нынешние торги Christie's) оправдала ожидания, принеся в сумме больше $224 млн.

Среди хитов, принадлежавших прежде богатому калифорнийскому семейству, наибольшим успехом после рекордного полотна Пикассо пользовались такие лоты, как две скульптуры все того же Альберто Джакометти (проданы за $53 млн и $21 млн), холст «Обнаженная на голубой подушке» кисти Анри Матисса ($15,1 млн) и «Автопортрет» Жоржа Брака, друга-соперника Пикассо в кубистические годы ($10,16 млн). Вероятно, финансовые возможности вип-клиентов на этом заметно исчерпались, поскольку вечером того же дня торги Christie's, посвященные опять-таки импрессионистам и модернистам, фурора не произвели. Здесь было продано чуть больше половины лотов, выручка составила $111,37 млн. Причем изрядную долю этой суммы принес опять Пикассо: три его полотна продались соответственно за $18 млн, $10,8 млн и $6,8 млн. Нетрудно подсчитать, что на одном этом художнике аукционисты заработали больше трети всей совокупной выручки от торгов. Так что игра по возвращению Пикассо упавшей было короны определенно стоила свеч.