Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Страшный кинжал и оренбургский пуховый платок

Итоги кинофестиваля «Восток&Запад»

Оренбургский международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард» оказался удивительно полезным мероприятием — не для развития кинематографа и даже не для оренбургских зрителей, а для общего понимания того, как делаются кинофестивали.

Если заручиться правительственной, думской, министерской или хотя бы губернаторской поддержкой, фестиваль — это очень просто. Главное, не задумываться о кино. Для кинофестиваля важны две вещи: хорошая печень всех участников мероприятия и красивый приз. Первое нужно каждый вечер. А красивый приз – о, это главное! Вот в Венеции красивый, и Каннский тоже неплохой. А у ММКФ какая-то горящая палочка, нехорошо.

По части приза «Восток&Запад» действительно самый крутой из известных фестивалей: статуэтка Золотого сарматского льва – копия фигурки, найденной при раскопках сарматских курганов, то есть древнее существо, которое восторженно лыбится. Сергей Соловьев, получивший на закрытии фестиваля приз за вклад в кинематограф, особо отметил, что лев очень красивый и это важно, а то иногда вручат приз – и не знаешь, куда его деть, чтоб не стыдно было.

Еще Соловьев сказал, что надо с осторожностью относиться к призам «за вклад»:

можно успокоиться и вообще перестать делать что-то новое. Соловьев не успокаивается и скоро предъявит всем свою новую работу – фильм «Одноклассники».

Главный приз фестиваля достался норвежской подростковой комедии «Томми в аду», приз за режиссуру ушел Ове Раймонду Гилденасу за того же самого «Томми», приз за лучшую женскую роль получила француженка Лоранс Риттер, сыгравшая в армяно-франко-норвежских «Сплетенных параллелях», а приза за лучшую мужскую роль удостоился Ален Риверич за фильм «Ничей сын».

Члены жюри, по их собственному признанию, совещались 28 минут – то есть были вполне единодушны. Почему главный приз достался вот этому не очень хорошему фильму, а не другому какому-нибудь, тоже не очень хорошему? Председатель жюри режиссер Арво Ихо сформулировал принцип награждения так: «Для нас было важно, чтобы фильм был зрительский и чтобы в нем выражалось заявленное в названии фестиваля взаимодействие или противостояние Востока и Запада». В фильме «Томми в аду», действительно, есть мальчик, исповедующий ислам, и мальчик, проводящий все свое свободное время в католическом храме. Но какой смысл вручать фильмам призы только за то, что они соответствуют главной идее фестиваля? Тогда уж лучше отдавать призы отборщикам – за то, что правильно сформировали конкурсную программу.

Программному директору Сергею Лаврентьеву, кстати, приз достался – личный приз спонсора, «Южуралнефтегаза»: страшный кинжал и оренбургский пуховый платок.

Приятно, что труд отборщика был отмечен, но конкурсная программа нынешнего «Востока&Запада» не стоила таких поощрений: фильмы того же Соловьева или новое российское кино («Бубен, барабан» Мизгирева, «Одна война» Глаголевой) радовали гораздо больше.

Проблема конкурсной программы, похоже, в том, что организаторы не очень понимают, зачем они все это делают, и, соответственно, критерии отбора фильмов для них тоже довольно расплывчаты. С одной стороны, фестиваль показывает фильмы, где так или иначе есть конфликт или взаимопонимание между Востоком и Западом, классикой и авангардом или между любыми другими «теми и этими» (как в «Ничьем сыне», где главный герой, прошедший югославскую войну, обнаруживает, что его настоящий отец – не вот этот хорват, а вон тот серб). С другой стороны, фестиваль показывает копродукцию (как фильм «Семья» производства Германия – Россия – Франция – Казахстан — Киргизия, которому очень мешала Германия: один из второстепенных героев постоянно стремился на свою историческую немецкую родину, отвлекая от сюжета). Таким образом, в конкурсе соревнуются фильмы о Востоке и Западе с фильмами-копродукциями, то есть круглое с оранжевым, и проблемы с награждением останутся, пока организаторы не смогут выработать какой-то единый критерий отбора.

Восток — Запад и место, с которого они не сойдут, — это красивая идея, особенно для Оренбурга, где перешел реку Урал — и уже в Азии.

Классика и авангард – идея не хуже, но ее конкурсная программа вообще полностью проигнорировала. Но главной целью «Востока&Запада», как на всех пресс-конференциях говорила президент фестиваля Татьяна Воронецкая, было воспитать умного зрителя и дать жителям Оренбурга возможность посмотреть хорошее кино. Прекрасно. Но если стремиться к этой цели, конкурс вообще не нужен: лучше возить по разным городам ретроспективы хороших режиссеров или устраивать фестивали вроде Нью-Йоркского, где показывают самые интересные фильмы года с других фестивалей. Потому что не очень понятно, каким образом десяток не самых лучших фильмов, показанных в течение недели на «Востоке&Западе», могут сформировать умного зрителя. Хотя этого зрителя мы знаем: ведущие церемонии закрытия назвали «призом зрительских симпатий» приз губернатора (он достался фильму «Семья»). А собственно приза зрительских симпатий на этом «зрительском фестивале» нет.

Industry office, проводившийся на фестивале впервые, дал продюсерам из разных стран встретиться и поговорить с друг другом, хотя и не без технических накладок.

Но никаких обещанных громких презентаций не было. Бекмамбетов и Учитель не приехали, а Михалков, как сообщили журналистам, показал кусок из своих вторых «Утомленных солнцем» в «узком кругу» оренбуржцев. На закрытии фестиваля кто-то проговорился со сцены, что делегация во главе с Михалковым посетила местное отделение «Газпрома», и журналисты зашептали друг другу: «узкий круг», «узкий круг».

Технические накладки, усредненность конкурсной программы, узкие круги – это все исправимо, тем более фестиваль проходит пока всего лишь во второй раз. Что неисправимо – это непоколебимая уверенность организаторов в том, что они прекрасно работают, что «Восток&Запад» — главное событие в стране, и что развиваться им совершенно некуда, все и так прекрасно. За это и выпьем.

Новости и материалы
Путин порассуждал о возможном снижении ключевой ставки ЦБ
В Польше раскрыли, сколько потратили на помощь Украине с начала конфликта
Китайцу, который 28 лет прожил согнувшись пополам, помогли с помощью операции
Валерий Меладзе отказывается выступать без двух бутылок виски в гримерной
В Москве следствие попросило заочно арестовать блогера Камикадзе Ди
Москвичам рассказали, когда уличные парковки будут бесплатными
Следствие попросило арестовать экс-зампреда правительства Подмосковья
Машина скорой помощи столкнулась с «КамАЗ» на трассе, есть пострадавшие
В ГИБДД рассказали, по каким фразам можно вычислить нарушителя
Путин анонсировал финансовые вливания в промышленную ипотеку
В РБ сообщили, что в Польше боевики готовятся к действиям против Белоруссии
Путин призвал поощрять бизнес на создание инфраструктуры за рубежом
Названы пятилетние седаны, которые не требуют вложений
Путин рассказал о работе над донастройкой налоговой системы
В России обяжут иностранцев сдавать биометрию при покупке сим-карт
Жена Бари Алибасова ответила на обвинения в корысти
«В этом и кайф»: покинувший «Маску» Денис Клявер назвал своего фаворита
В МИД сочли возможным визит Гросси в РФ до конца весны
Все новости