Сисьски-масиськи на новый лад

Выставка «Азбука систематизма»

GALERA ART-Agency
Новый арт-центр «Ветошный», расположившийся по соседству с Кремлем, открылся выставочным проектом «Азбука систематизма» – удивительной смесью декоративности, мегаломании и патриотизма от творческого тандема Дмитрия Гаева-Орлова и Андрея Верещагина.

Странная вроде бы ситуация: кризис официально еще не закончился, а галереи и арт-центры плодятся как грибы после дождя. Вот и в Ветошном переулке, что сразу за зданием ГУМа, презентована новая художественная площадка – весьма вместительная, с выгодной географией и престижным соседством. Ремонт здесь пока не доведен до конца, но выставки устраивать уже можно, что владельцы нового очага культуры и поторопились сделать. Вполне возможно, впрочем, что именно кризису эта институция и обязана своим возникновением: поди найди доходных арендаторов, когда бизнесу не до жиру. Но приводим лишь версию событий. Какова действительная подоплека, с ходу не разберешь.

Не менее загадочен и выбор премьерной выставки.

Скорее уж стоило ожидать банальности: не знаешь, чем заполнить пространство, – возьми какого-нибудь раскрученного автора, который всем поднадоел, конечно, зато борозды не испортит и послужит хорошей информационной наживкой. Однако хозяева «Ветошного» легких путей искать не стали и позвали для устройства стартовой экспозиции Верещагина и Гаева-Орлова – дуэт столь же малоизвестный, сколь и амбициозный.

Правда амбициозность эту обнаруживаешь не сразу. Вроде выставка как выставка: фактурная геометрия, местами неназойливая абстрактная экспрессия, кое-где трехмерные объекты непонятного предназначения. Лезет, конечно, в глаза обилие серебра и позолоты, но это мало ли по какой причине: может, достались материалы по дешевке, взяли сразу много — не выбрасывать же теперь. А так – рядовая интерьерная живопись, какую нередко увидишь в голливудских фильмах в сценах с участием среднего класса.

Но постепенно, шаг за шагом, экспозиция приоткрывает свои тайны.

Оказывается, все тут неспроста. Не для ублажения взоров и не для развлечения праздной публики создавались эти опусы, а для утверждения прогрессивного творческого метода под названием «систематизм». Слово это авторы не сами, конечно, придумали (вот даже и компьютер его не подчеркивает – значит, имеется оно в тезаурусе), но не поленились наделить его особым смыслом и значением. Позвольте процитировать: «Систематизм – азбука современного искусства. Систематизм вводит академическое понятие таблицы трех уровней, позволяющей систематизировать супрематический минимализм макро- и микрокосма». Продолжать не станем: и так ощутимы нешуточный пафос и претензия на переустройство нынешней визуальной культуры.

Круги, квадраты, параллельные и волнообразные линии, пиктографические фигурки и прочие изобразительные элементы – это все значимые символы новой азбуки, которую нам не иначе как придется освоить, чтобы считать себя художественно грамотными людьми и вдобавок добропорядочными гражданами своей страны.

Удивлены, что почему-то гражданственность вдруг всплыла? А не удивляйтесь.

Своим искусством Гаев-Орлов с Верещагиным намерены поднять культурной уровень нашей многострадальной родины и даже превратить со временем придуманный ими систематизм в общепринятую государственную эстетику. Раньше в школах и детских садах портреты дедушки Ленина вешали на стенах, а скоро начнут тиражировать золотые концентрические окружности, ибо они как нельзя лучше отражают путь России к процветанию. И пусть американские поп-артисты изгаляются над своим национальным флагом, помещая его в неподобающие контексты. А наш триколор достоин уважительного и символического использования в искусстве, дабы каждому стал понятен высший смысл белой, красной и синей полосок. Образцы такого отношения к делу авторами представлены в экспозиции.

Художественно-патриотический бред, который авторы попеременно озвучивали на пресс-конференции, заставлял хвататься то за голову, то за живот — от смеха.

Но одно так и осталось непонятным: неужели владельцы нового арт-центра и впрямь купились на эту преглупейшую риторику? Не думали же они, что более-менее приглядные картинки – отдельно, а авторская идеология – отдельно? Похоже, что не думали, раз снабдили выставку аннотациями с тезисами «новой парадигмы искусства». Значит, разделяют с творцами их миссионерскую убежденность в том, что только такая интеллектуальная практика спасет искусство и страну от деградации...

На самом деле никто ничего не разделяет, естественно. Просто новички арт-бизнеса попали на разводку, посчитав, что чем патетичнее манифесты, тем значительнее искусство. По-хорошему, им бы надо признать нынешнее шоу фальстартом и скоренько произвести ребрендинг своего заведения, чтобы его можно было воспринимать всерьез. Впрочем дело хозяйское.