Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Кровососы гнусные

Культура по четвергам

myspace.com
Культура по четвергам: Публикация рейтинга самых влиятельных вампиров Голливуда стала хорошим поводом поговорить о масштабах и причинах вамп-индустрии.

В среду знаменитый журнал Forbes, составивший рейтинги, похоже, уже всего на свете, опубликовал очередной список. На сей раз он перечислил десять самых влиятельных вампиров Голливуда. Приводить его здесь я не буду — желающие найдут без труда, а ленивым достаточно сказать, что победил всех Билл Комптон из сериала «Настоящая кровь». Но вот сопровождающая перечень информация гораздо интереснее самого списка.

Forbes совершенно справедливо отмечает, что вампирская тема в искусстве сегодня переживает настоящий бум. За последние десятилетия фильмы о вампирах принесли Голливуду почти $1,5 млрд. Вы только вдумайтесь — вампирские фильмы уже не просто добились для себя статуса отдельного жанра — они кроют другие жанры как кит черепашку. По данным того же Forbes, в среднем вампирский фильм собирает порядка $15 млн в первую неделю проката. Это весьма серьезный показатель — много больше, чем у романтических комедий ($10 млн), романтических драм ($10 млн), фарсовых комедий ($11 млн), и сопоставимо с показателем боевиков.

Слушайте, вам это не кажется странным?

Ведь еще в моем детстве, каких-нибудь три десятилетия назад, вампирская тема была каким-то чахликом малорослым. Ну что тогда было в том же западном кинематографе? Черно-белый «Дракула» с Белой Лугоши? Даже не смешно. А потом вдруг как понеслось, один культовый фильм за другим: «Интервью с вампиром», «Блейд», «Ван Хельсинг», «Голод», «Дракула Брэма Стокера», «Другой мир», «Баффи — истребительница вампиров». Да что говорить, вся эта форбсовская десятка влиятельных вампиров до неприличия молода — 80-е годы и позже.

А если брать сегодняшний день?

При описании положения дел даже память напрягать не придется — достаточно просмотреть новости последних дней.

Сегодняшний рейтинг самых высокооплачиваемых женщин в шоу-бизнесе от того же Forbes. Пятерку лидеров замыкает кто? Кто составил компанию Опре Уинфри, Мадонне и Селин Диор? Писательница Стефани Майер, автор серии романов о подростках-вампирах «Сумерки», продала 29 млн копий книг по всему миру. Что и принесло ей доход в размере $50 млн.

Скромная 35-летняя женщина еще несколько лет назад не была никому известна, но осенью 2005 года вышел ее роман «Сумерки», который имел феноменальный успех (пятое место в государственном перечне бестселлеров). С тех пор каждый год Майер выпускает по одному продолжению своего бестселлера — «Новолуние» (2006), «Затмение» (2007), «Рассвет» (2008) — и уже в середине этого пути начисто обыграла пожизненную, казалось, королеву литературы Джоан Роулинг

в 2007 году вампирская сага обошла по продажам «Гарри Поттера» (27,5 млн против 19 млн экземпляров).

Похоже, пора кричать «Королева умерла — да здравствует королева!». По крайней мере, с Майер происходит все то же самое, что и с Роулинг. Вот еще одна новость прошлой недели — некая Джордан Скотт подает на нее в суд, утверждая, что Майер украла идеи книг серии «Рассвет» («Breaking Dawn»), в которых также рассказывается о запретной любви между представителями простых смертных и рода вампиров. Или вот другая новость, уже из родных палестин — пять дней назад в наших книжных начались продажи новинки от издательства «Эксмо» с Василием — «Обитаемый остров» — Степановым на обложке и его же фотосессией внутри. Книжка называется «Влечение», написала ее Елена Усачева, и рассказывает она... Правильно, первая книга серии повествует о любви российской школьницы и юноши-вампира: «Маша уже встретилась с Максом и уже утонула в его меняющих цвет глазах. Уже воет под окном черный пес, и гаснут фонари в заброшенном парке...»

«Таню Гроттер» от того же «Эксмо» помните? То-то.

Впрочем, «Сумерками», несмотря на всю их сенсационность, вампирская тема в литературе не исчерпывается. К примеру, самый модный и самый занятный издательский тренд последних лет — это микс из классики и ужасов, ставший очень популярным после успеха книги «Гордость и предубеждение и зомби» Сета Грэм-Смита. Угадайте, кстати, чем он сейчас занимается? Развивая успех, строчит роман «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров». А другие издательства меж тем пытаются тоже оседлать волну — то анонсируют выход романа «Королева Виктория: Охотящаяся за демонами», то заявят, что уже следующим летом нас ждет роман «Пол — восставший из мертвых» Алана Голдшера, где инициированный еще младенцем Леннон укусил в 1957 году Маккартни, потом они встретили Харрисона и понеслось…

В общем, вамп-индустрия работает, как молотилка — начиная с 2000 года на английском языке было издано около 3 тысяч книг про вампиров, и 580 из них — только в прошлом году.

Что еще? Кино? Уже говорил, стоит лишь добавить, что киноверсия «Сумерек», стартовавшая в прошлом году, оказалась столь успешной и имела столь потрясающий успех у молодежи (победа в пяти номинациях на MTV Movie Awards-2009), что конкуренты уже быстренько запускают альтернативную франшизу, которая стартует фильмом «История одного вампира» с Джоном С. Рейли, Уиллемом Дефо, Сальмой Хайек.

Телевидение? Новый вампирский сериал «Настоящая кровь» собирает в США рейтинги на позабытом уже было уровне «Секса в большом городе», «Баффи — истребительницы вампиров» (хи-хи) и «Клана Сопрано». Музыка? Мода? Молодежные субкультуры?

Молчу, молчу, молчу.

Причем эта истерия явно всемирного масштаба, ведь в родном Отечестве — то же самое, назову только три слова: «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Масштаб вамп-помешательства столь велик, что пару лет назад отечественные фантасты острили при встрече: «А у тебя в новом романе вампиры что делают?»

Отмечу и еще одну тенденцию. Если еще лет десять назад репутация вампиров в искусстве была вполне себе однозначной — как пел Высоцкий, «кровососы гнусные» — то теперь все не так однозначно. Вампиры все чаще предстают белыми и пушистыми созданиями. Бог с ней, с Майер, но даже у нас восходящая звезда отечественного фэнтези Ольга Громыко заработала имя и армию поклонниц серией книг, где вампиры были разве что розочками не украшены, как кремовый торт.

А мне вот что вспомнилось. Читал я недавно книгу «В час, когда взойдет луна» Хидзирико Сэймэя. Начало XXII века, после глобальной войны и глобальной экологической катастрофы власть на Земле принадлежит вампирам — древней расе, веками скрывавшейся среди людей, но после катаклизмов легализовавшейся и утвердившейся.

Я вот сижу и думаю — а может, они просто решили перейти к обработке общественного мнения малость раньше? А?