Расскажу про Каркаджу

В прокате — «Люди Х. Начало. Росомаха»

Петр Аюшев 05.05.2009, 17:13
outnow.ch

В прокате — «Люди Х. Начало. Росомаха» с Хью Джекманом, бросающимся с когтями на вертолет, и торжеством старых добрых истин.

Фильм с трехсложным названием «Люди Х. Начало. Росомаха» начинается во времена далекие-былинные, но с завидной оперативностью докатится до современности еще на начальных титрах. Голливудский дебютант Гэвин Худ берет с места в карьер и с ходу вываливает на зрителя целую охапку шекспировско-болливудских страстей. Болезненный мальчик, третируемый соседским подростком, становится свидетелем убийства отца. Стресс принимает неожиданную форму – на кулаках у новоявленного сироты отрастают костяные ножи, которыми он тут же и карает убийцу. И только лишь для того, чтобы узнать, что убитый отец ему – не отец, настоящего папашу он только что порешил. А в награду получил статус отцеубийцы, толпу линчевателей под окном и на сладкое обрел брата – того самого вредного подростка.

Обретенный родственник просвещает его, что оба они – не люди, а полузвери, неуязвимые и нестареющие, и всей разницы, что у будущего Росомахи отрастают костяные ножи, а у будущего Саблезубого – костяные когти. Ведомые своей звериной натурой братья, прикрывая отращенные бакенбарды то кивером, то каской, пройдут все войны, в которые так или иначе ввязывалась Америка – от гражданской до вьетнамской. На которой у Саблезубого, не иначе как от однообразной жизни, сорвет крышу. И он немедленно учинит бойню в родном полку, доведет себя и брата до расстрела и цугундера (именно в таком порядке) и тем самым привлечет внимание негодяйского полковника Страйкера, формирующего отряд из мутантов.

И здесь наконец заканчивается предисловие и начинается собственно словие

— рассказ о событиях, предшествовавших появлению в команде «Людей Икс» одного из самых загадочных мутантов по имени Росомаха.

Конечно же, на деле «Росомаху» сняли вовсе не для того, что бы рассказать подсевшим на франшизу о том, почему Росомаха-Логан не помнит прошлого, откуда у него взялась такая модная курточка, кто залил ему в кости инопланетный металл адамантий и, наконец, почему Логан получил такое прозвище. Вовсе не за когти и не за обильный волосяной покров, как выясняется, а в результате неожиданного преломления в его судьбе старой индейской легенды о Каркаджу, Росомахи то бишь, влюбленной в Луну.

Фильм Гэвина Худа сделан с одной-единственной целью – напомнить некоторые избитые истины.

Это, если хотите, своеобразное «Что такое хорошо и что такое плохо» продолжительностью 107 минут.

Когда южноафриканского режиссера, известного до сих пор лишь авторской драмой о подростковой преступности «Цоци», получившей когда-то «Оскара» как лучший иностранный фильм, поставили принимать эстафету у Брайана Сингера и Бретта Рэтнера, кинообщественность очень волновалась – а справится ли? Это тебе не авторское кино снимать, здесь, знаете ли, нужен экшен, спецэффекты и «бдыщь-бдыщь»!

Надо сказать, что дебютант очень старался усидеть между двух стульев. С одной стороны – доказать свою профпригодность в плане производства «кино для народа», с другой – не уронить, знаете ли, и свое реноме художника.

И ему, надо признать, удалось главное – выдержать баланс.

С одной стороны — «бдыщь-бдыщь» сделан на совсем не стыдном уровне, целевая аудитория будет довольна. Экшен прет, адреналин – ведрами, Хью Джекман голый по лугам бегает и с шашкой на танк, пардон, с когтями на вертолет бросается. А что до некоторой старомодности, в которой продвинутые критики успели обвинить режиссера, так это как раз то самое торжество избитых истин. Ну, что ты сделаешь с тем, что парень с девушкой на руках на фоне заката – это красиво и народу нравится?

С другой стороны – есть не менее избитый тезис, что нет настолько низких жанров, что их никак невозможно приподнять. Вот и «Росомаха» получилась куда ближе к превозносимому после снайдеровских «Хранителей» так называемому «реалистичному комиксу», чем к классическим «комиксам by Marvel», образцом которых и служили три предыдущие части. Настолько, что воспринимается не как приквел франшизы, а как отдельный фильм о базовых человеческих ценностях, лишь иногда, по обязанности, передающий «приветы» фанатам подопечных профессора Чарльза Ксавьера.

В итоге, кстати, подтвердилась еще одна избитая тривиальность – про рукописи, которые не горят, и фильмы, которые не воруются.

«Росомаха», как известно, изрядно нашумела после того, как примерно за месяц до премьеры была украдена с монтажного стола и выложена в интернете. И пусть ошарашенные создатели беспомощно причитали про «недоделанные спецэффекты» и сочиняли про «недостающие эпизоды», надо признать честно – задолго до выхода на экраны фильм посмотрели все, кто хотел. Потому прокатчики если и не махнули на него рукой, то, по крайней мере, и не ждали от него рекордных результатов. Однако в первый же уикенд «Росомаха» собрала $87 млн, став лучшей премьерой этого года. Вот и гадай — а не рекламой ли был этот «слив»?