Гангстерам здесь не место

В прокат выходит «Я всегда хотел быть гангстером»

outnow.ch
В прокат выходит «Я всегда хотел быть гангстером» — французская черно-белая пародия, а попутно и эпитафия гангстерскому кино.

Бандит, напялив на голову чулок, врезается в столб, а в это время в кафе, которое он все же намеревается ограбить, хотя официантка решительно не обращает на его угрозы внимания, сидит компания старичков. В прошлом они были налетчиками, а теперь развалюхи, озабоченные проблемами здоровья и пенсии, да и на месте укрытия, где они тридцать лет назад скрывались от полиции, красуется бар. Позже здесь побывают рокеры, крадущие друг у друга песни и женщин, а также похитители, которым не повезло взять в заложники хмурую девочку-эмо, норовящую, стоит отвернуться, свести с жизнью счеты.

Пародийную комедию о преступниках-неудачниках «Я всегда хотел быть гангстером» снял Самуэль Беншетри, жизнь которого составит печальную конкуренцию любому кино.

Помните историю 2003 года, когда во время съемок в Вильнюсе избитая до полусмерти бойфрендом Бертраном Кантом погибла Мари Трентиньян? Беншетри имеет к тем событиям непосредственное отношение: по крайней мере, говорят, что Кант ревновал подругу к бывшему мужу, Беншетри, и обозлился, прочитав на телефоне Трентиньян нежную эсэмэску. Впрочем, это лишь отступление, не имеющее ровно никакого отношения к «Я всегда хотел быть гангстером», поэтому вернемся к картине, чтобы с сожалением констатировать: трейлер к ней выглядит значительно увлекательнее, чем сам фильм.

Черно-белый эстетский кафетерий, в котором играет Speedy Gonzales и картинно клубится дым, очаровательны, но каждый эпизод можно было бы урезать раз в пять не то что без вреда, но с ощутимой пользой для фильма. Длинные псевдотарантиновские диалоги, что должны звучать, с одной стороны, немного абсурдно, а с другой, поражать своей точностью, таковыми являются лишь в большом приближении.

При этом понятно, что Беншетри заигрывает не только с Тарантино, а и вообще посмеивается над американской культурой, причем делает это не в первый раз.

В его прошлой и одновременно дебютной полнометражной картине «Дженис и Джон» (в ней Мари Трентиньян сыграла одну из последних ролей) ушлый дядька пытается впарить продюсеру якобы оживших Джона Леннона и Дженис Джоплин. А в первые же пять минут «Я всегда хотел быть гангстером» сравнением с гамбургерами режиссер припечатает солидную порцию голливудских актрис.

Игры Беншетри, конечно, занятны, но объект иронии явно превосходит режиссера по масштабу, что особенно очевидно в эпизоде с двумя известными во Франции музыкантами Аланом Башунгом и Арно. Если дурацкий павлиний бой Игги Попа и Тома Уэйтса уже вошел в историю — это данность, с которой ничего не поделать, — то сценка из «Я всегда хотел быть ганстером», скорее всего, так и останется просто слизанной с «Кофе и сигарет», но не более.

Впрочем, все сказанное выше вовсе не означает, что в картине Беншетри не на что посмотреть: лента хороша не пародией, а демонстрацией одной грустной мысли.

Обаятельная гангстерская стилистика стала анахронизмом, она отходит на покой вместе со своими героями-гангстерами — отсюда и черно-белый цвет фильма. Это не преступники — какие-то особые неудачники, это мир изменился. Грабежи происходят в офисах и совершаются чинными респектабельными людьми, так что действительность не располагает к былой романтике. Вместо старого банка построили «Макдоналдс», а бандиты сброшены с парохода современности — извините, но старикам тут не место.