Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Военкор Vogue и другие оксюмороны

Открылся фестиваль «Мода и стиль в фотографии»

Открылись первые выставки фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Сюрреализм на службе у рекламы, фэшн-фотография вперемежку с ужасами концлагерей, авангардные эксперименты на фоне Великой депрессии – таковы некоторые сюжетные линии экспозиций в Новом Манеже.

Нынешний международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии» уже шестой по счету. Он проводится раз в два года, циклически приходя на смену «Фотобьеннале». Возник фестиваль десять лет назад, когда последствия кризиса 1998 года не позволяли, казалось, даже думать о чем-то подобном. Дальше дело пошло по нарастающей — и вот опять устроители столкнулись с экономическим бедствием. Правда, в этот раз обошлось без потрясений и свертывания фестивальной программы. Все заделы реализованы — более того, добавилось несколько сюжетов, которых не было в первоначальном плане.

Например, в последний момент в расписании появилась выставка Дэвида Линча, который будет фигурировать в качестве художника и фотографа.

Фестивальные события предъявят публике поэтапно, в течение месяца. «Парк культуры» будет по мере поступления реагировать на наиболее значимые и интересные. А первый экспозиционный триптих уже открылся в Новом Манеже — здесь развернуты персональные выставки Ли Миллер, Пьера Жаана, Натана Лернера. Эти авторы не были связаны между собой лично, но работали в одну и ту же эпоху: пик их карьер пришелся на 30–50-е годы прошлого века. Более того, имеются и другие факторы, позволившие показать их работы в общем выставочном пространстве. Все трое так или иначе испытывали влияние сюрреализма, имели отношение к производству рекламы и не оставались равнодушными к окружающим бедствиям, стремясь их запечатлеть на пленку.

Пожалуй, наиболее удивительным образом этот коктейль сказался на творческой биографии американки Ли Миллер, которая в 1928 году приехала в Париж и прижилась в Европе.

Она начинала в качестве фотомодели журнала Vogue, однако стремилась к самостоятельности и вскоре открыла собственную студию на Монпарнасе.

Будучи музой и моделью знаменитого Мана Рея, она вошла в круг парижских сюрреалистов и пробовала себя на художественном поприще. А выйдя замуж за богатого египтянина, принялась путешествовать по миру, оттачивая свою сюрреалистическую манеру. При всей этой богемности трудно было ожидать от Ли Миллер особых гражданственных порывов, однако они возникли в годы Второй мировой. Став официальным военным корреспондентом Vogue (оцените парадоксальное словосочетание), она последовала за американскими войсками после их высадки в Нормандии, снимала военные действия, полевые госпитали, освобожденных узников Дахау и других нацистских концлагерей. А в перерывах между боями приезжала в Лондон и фотографировала моду. Весь этот творческий микст и представлен сейчас в Новом Манеже.

В соседнем зале демонстрируются работы Пьера Жаана, тоже сюрреалиста, друга и соавтора Жана Кокто.

Как и многие его парижские коллеги, он еще до войны активно вовлекся в журнальную фэшн-фотографию. На выставке можно увидеть характерные образцы сюрреалистической рекламы тех лет — например, флакон духов, якобы проткнутый шпагой или окруженный глазными яблоками. Как ни странно, но эта деятельность не прекращалась даже в годы немецкой оккупации. Редкие кадры с манекенщицами на тревожных парижских улицах можно считать хитом этой ретроспективы. А втайне Пьер Жаан фотографировал сцены демонтажа памятников и статуй: нацисты снимали их с постаментов, чтобы переплавить для нужд фронта или вывезти в Германию. На этом материале была построена знаменитая совместная книга Пьера Жаана и Жана Кокто «Смерть и статуи», выпущенная в 1946 году.

Третий экспонент, Натан Лернер, живя за океаном, в Чикаго, ужасов войны не испытывал, но у него перед глазами была другая социальная драма — последствия Великой депрессии.

Вообще-то, он начинал в качестве авангардиста и экспериментатора, примкнув к Ласло Мохой-Надю и другим деятелям немецкого Баухауза, перебравшимся в Америку после прихода к власти Гитлера. Казалось бы, прямая дорога ему в конструктивистский дизайн и в пучину формалистических опытов (они, кстати, на выставке в небольшом количестве присутствуют). Но Лернера пробрала чикагская «безнадега» — с безработными, пьяницами, голопузыми безнадзорными детишками и прочими прелестями падения экономики. Пронзительные уличные репортажи предельно жестки и правдивы, но что-то в них есть и кроме беспросветности.

Вроде бы странно ставить в центр «Моды и стиля» выставки со столь негламурным подтекстом, однако выбор выглядит интуитивно верным. Мол, и не такие беды, как нынешняя, бывали на свете — и ничего, люди справлялись. И оставались при этом верными своему стилю.

Новости и материалы
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Ученые выяснили пользу для мозга от популярной пищевой добавки для спортсменов
В Госдепе рассказали о проработке вариантов использования замороженных активов РФ
В США и Молдавии оценили развитие отношений
Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах
Все новости