Не думать о зеленых миллионах

Выставка «Определенное состояние мира?»

галерея Гараж
Международный контемпорари-арт на три месяца обосновался в «Гараже». Заведение Даши Жуковой представило коллекцию известного магната Франсуа Пино на выставке «Определенное состояние мира?».

Владелец модных брендов Gucci и Yves Saint Laurent, а также аукционного дома Christie's несколько раз удостаивался звания самого влиятельного человека в мире искусства. В коллекции Франсуа Пино хранится больше двух тысяч произведений от наиболее известных и дорогостоящих художников со всей планеты. Часть из них демонстрируется в венецианском палаццо Грасси, превращенном в частный музей, но там помещается далеко не все. К лету в той же Венеции должна завершиться реконструкция бывшего склада Пунто-делла-Догана — в этом здании на берегу Большого канала разместится еще одна экспозиция из фондов Пино. А пока идет стройка, не грех отослать часть накопленных сокровищ на гастроли в Москву, где многие все еще жалуются на дефицит качественного контемпорари-арта.

В достоинствах привезенных экспонатов сомневаться не приходится.

Достаточно взглянуть на каталоги международных аукционов, где имена этих художников сопровождены цифрами с внушительным рядом нулей. Джеф Кунс, Билл Виола, Маурицио Каттелан, Синди Шерман, Такаши Мураками, Субодх Гупта — люди из первого ряда, производители арт-бестселлеров. На необъятных просторах «Гаража» демонстрируются сейчас четыре десятка опусов. Звучит не слишком сногсшибательно, но стоит учесть, что среди произведений есть такие, которые покрывают собой площадь в десятки квадратных метров.

Самый убедительный пример на эту тему — инсталляция Пола Маккарти и Майка Келли «Сод энд Соди Сок Комп О.С.О». Зрителю предлагается посетить почти настоящий военный лагерь — с большими палатками цвета хаки, дозорной вышкой, складированными картонными коробками, штабелями сливочного масла и т. п. Для пущего ощущения в духе песенки «You're in the army now» здесь же крутятся абсурдистские видеоролики с пародиями на армейский быт. Честно сказать, инсталляция эта весьма на любителя, пронзает она далеко не каждого. Но вот Франсуа Пино задела за живое настолько, что он готов хранить у себя вышеупомянутое снаряжение, которое даже в разобранном виде должно бы занимать целую комнату.

Довольно габаритными оказались и некоторые другие экспонаты — скажем, гигантский череп, исполненный из нержавеющей кухонной утвари Субодхом Гуптой.

Или упомянуть еще произведение китайца Чен Женя «Танцующее тело — барабанный дух» — композицию из стульев и кушеток с натянутой на них коровьей кожей. На вернисаже специально обученные люди осуществляли с этим опусом перформанс, сопровождавшийся оглушительным барабанным боем. В других случаях места не жалели для вещей, которые сами по себе не велики размерами, но требуют изрядного демонстрационного пространства. К этой категории можно отнести «световую скульптуру» Дэна Флавина, состоящую из трехсот люминесцентных ламп разных расцветок. Образованный ими геометрический настенный узор вышел периметром с хоккейную площадку.

Приплюсуйте сюда многочисленные боксы с видеоартом, свисающие с потолка алюминиевые скульптуры Джефа Кунса, обгоревший автомобильный каркас (на самом деле выполненный из терракоты Аделем Абдессемедом) — так и набегает заполняемость гигантской кубатуры здания. Впрочем, до тесноты здесь далеко — найдется где и зрителям потусовать, и мальчику Чарли покататься на велосипеде.

Упомянутый персонаж, хотя с виду как живой, тоже является произведением современного искусства.

Это творение Маурицио Каттелана раскатывает под ногами посетителей, забавно вращая головой и очаровывая своей дурковатостью. Пожалуй, Чарли вполне мог бы претендовать на звание хита № 1.

У выставки, само собой, имеется концепция, сочиненная куратором Каролин Буржуа. Пересказывать ее в подробностях не хочется, поскольку не так уж и жестко она реализована. Если в двух словах, то речь о разделах «Войны», «Общество спектаклей» и «Глобализация». В первом случае подразумевается отображение всех видов насилия (как раз сюда зачислен упомянутый выше солдатский бивуак), во втором — ироническое переосмысление развлекательных стереотипов, прежде всего голливудских. Ну а «Глобализация» — она глобализация и есть.

Если отвлечься от концепта, то найдешь перед собой просто ряд произведений современного искусства.

Действительно качественно исполненных и широко известных по всему свету. Одни из них способны всерьез и надолго забрать внимание (образцовым продуктом в этом отношении можно счесть пятиканальное видео Билла Виолы, по-настоящему завораживающее), другие заставят улыбнуться, третьи оставят равнодушным. Но самое главное напутствие зрителю: не следует думать о миллионах, потраченных на эту коллекцию. Очень отвлекает.