Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Фашизм прорвался

Вручена премия Кандинского

На «Винзаводе» прошла церемония вручения премии Кандинского – ежегодной награды в области современного искусства. Как часто бывает на этом поприще, церемония вылилась в несусветный скандал.

Премия Кандинского присуждается во второй раз – вероятно, можно это уже счесть за традицию. Как и в прошлом году, жюри вручало призы по трем номинациям, правда, с откорректированными формулировками. В частности, вместо «лучшего художника года» назван «лучший проект года». Приз же зрительских симпатий вообще упразднили в силу неконтролируемости подложного волеизъявления – прошлой зимой организаторы хлебнули этого дела сполна. Материальное поощрение осталось на прежнем уровне: 40 тысяч евро обладателю гран-при, 10 тысяч – лауреату в номинации «медиа-арт-проект года» и трехмесячная творческая командировка во Флоренцию для лучшего художника из молодых.

Отправится в Италию на сей раз Диана Мачулина, заслужившая титул «лучшего молодого» за живописную композицию «Труд».

Речь о перенесении на холст газетной фотографии 1985 года, где в силу небрежной ретуши в воздухе повисла часть головы генсека КПСС. Сотрудников редакции тогда строго наказали, а интерпретатора былого недоразумения сегодня поощрили по полной программе. Награда в медийной сфере досталась группе «ПГ» за видеоинсталляцию «Установка мобильной агитации». Лайтбоксы и мониторы в этой конструкции рассказывают о мечтах и фобиях некоего усредненного тинейджера. Получился своего рода апокалиптический комикс в духе new wave – подростки смело могли бы назвать его прикольным. На сцену для получения приза ребята из «ПГ» заявились в черных спецназовских масках, перенося свою виртуальную игру в реальность.

Разумеется, в наибольшей степени публику интриговал шорт-лист в номинации «лучший проект».

Жюри оставило там троих, и все они – Борис Орлов, Дмитрий Гутов и Алексей Беляев-Гинтовт – вполне тянули на звание фаворитов. Люди заслуженные, со стажем, а Борис Орлов и вовсе живой классик соц-арта. Если кто из них и вызывал у заинтересованной аудитории неоднозначную реакцию, так это Беляев-Гинтовт. Он уже много лет эксплуатирует имперские идеалы, создавая монументальные композиции про величие патриотического духа. Несмотря на показную серьезность, это, по сути, типичный постмодернизм, играющий в эмблематику. Однако многие готовы пугаться по-настоящему.

На улице перед входом в зал был даже развернут протестный баннер с лозунгом: «Фашизм не пройдет!»

Жюри, впрочем, никакой националистической пропаганды в проекте «Родина-Дочь» не усмотрело и присудило Беляеву-Гинтовту первое место. После оглашения итога прошлый лауреат премии Кандинского Анатолий Осмоловский устроил из зала шумную обструкцию.

Слово «отстой» в его тирадах выглядело одним из наиболее приличных.

Само собой, менять в связи с этим решение никто и не подумал.

Вряд ли стоит принимать итоги конкурса близко к сердцу – если только вы не номинант, естественно. Премия Кандинского претендует на статус самой важной художественной награды в стране, но пока это лишь желание организаторов. Абсолютного и безусловного авторитета премия пока не заработала. И неизвестно еще, пойдут ли ей на пользу провокативные результаты вроде нынешнего или наоборот.

Но вообще-то, как говаривал приснопамятный чукча, тенденция, однако – премиальный конец года подкинул сюрпризов. Параллели с недавним присуждением премии «Русского Букера» настолько явственны, что впору заподозрить – а не сговорилось ли жюри обеих премий. Литераторы, как мы помним, отдали главный приз за лучший роман «Библиотекарю» Михаила Елизарова, книге, пропитанной тоской по почившему в 1991-м «Небесному Союзу». Что тоже вызвало недюжинный скандал в книжном мире.

Критик Андрей Немзер начал статью «Забыть бы» словами: «Обсуждать роман нового букеровского лауреата Михаила Елизарова я не могу, ибо такого рода разговоры (писания) входят в неразрешимое противоречие с элементарной брезгливостью…. Охотников возгонять-смаковать советскую гниль и без того больше чем достаточно». А писатель Александр Кабаков прямо на церемонии вручения шумел что твой Осмоловский: «Я выйду из Букеровского комитета! Это позор! Премировать низкопробный фашистский трэш!»

Завтра, похоже, от ощущения дежа вю не отделаться – опять читать нам не перечитать, что и произведение слабое, и автор хамит и нарывается, и вообще фашизм прорвался.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть