Деревенский супрематизм

Проект «Рядом» в галерее «Проун»

Велимир Мойст 24.09.2008, 11:20
галерея «Проун»

Раз полоска, два полоска – будет геометрическая абстракция. Народные украинские ковры соседствуют с авангардными опусами в проекте «Рядом», организованном галереей «Проун».

В том, что эксперименты с нефигуративным искусством были когда-то навеяны фольклорными орнаментами, особого секрета нет. Сами авангардисты этих истоков своего творчества не скрывали. Как выразился однажды художник Эль Лисицкий, «если с одной стороны, супрематизм – это концентрация всей живописной культуры, то с другой – корни его цветовой интенсивности и мировоззрения уходят глубоко в русскую деревню». Добавим от себя: не только в русскую, но и в украинскую, белорусскую или же литовскую. Например, вождь супрематистов Казимир Малевич провел детство в селе Ямпиль под Каменец-Подольском – и признавался позднее, что тогдашние впечатления легли в основу его взглядов на искусство...

Короче говоря, включить в единую экспозицию произведения супрематистов и полосатые украинские коврики под названием «рядно» – идея совершенно правомерная.

Для большего эстетства и привязки материала к современности в проект внедрены работы художника Александра Константинова, сделанные им лет пятнадцать--двадцать назад. Ход тоже вполне оправданный, поскольку этот автор – один из самых толковых наших минималистов, человек с тонким чутьем на разного рода геометрию. Константинов, конечно, учитывает и фольклорную эстетику, и опыт авангарда, но свои экзерсисы строит по оригинальной схеме. Геометрические орнаменты, созданные без линейки и циркуля, иногда дают мелкие сбои в регулярности, едва заметно отклоняются от заданной модели – что называется, дышат.

Там, где у авангардистов возникают неровности цвета и выпадения из ритма, эффект чаще всего объясняется эскизным характером работ (скажем, таковы эскизы тканей, сделанные Любовью Поповой в первые послереволюционные годы). У Константинова же прием вполне осознанный: все его шероховатости «хорошо темперированы». Ну а в народных ковриках ручной работы почти все особенности определены технологией производства. В сумме получается эстетское зрелище, где вроде бы кругом одни полоски и прочие паттерны, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются бесчисленные отличия и в задачах, и в способах их решения. Чтобы все это прочувствовать, нужна соответствующая «настройка оптики» – торопливым зрительским набегом такой сюжет не одолеть.

Стоит ли напрягать глаза и шевелить извилинами? Кому как.

Зависит от целей, с которыми люди приходят на выставки. Если только для галочки, чтобы свою культурность продемонстрировать, то делать усилия и впрямь необязательно. А если для того, чтобы уловить неведомые резонансы, о которых раньше не подозревал, – тогда стоит попробовать.

Проект «Рядом» не относится к числу экспозиций, знакомство с которыми можно ограничить просмотром телерепортажа. Здешняя интрига почти неосязаема и едва ли передается мельканием кадров с легковесными комментариями. Хотя излишнего наукообразия этот сюжет не предполагает: мучить людей дотошными исследованиями никто не планировал. Чистой воды импровизация, цепь интуитивных сопоставлений – ничего более. И хороший повод проверить себя на выверенность эстетических реакций: работают или не работают? Если не работают, жить все равно будете (не исключено даже, что счастливо), но симптоматика должна бы вызвать тревогу. Значит, чего-то не хватает в ментальности, какие-то механизмы не функционируют или напрочь отсутствуют. А ведь всего-то и предлагалось, что посмотреть на цветные полосочки.