Балет в подтяжках, вид сбоку

Балет Нью-Джерси

Майя Крылова 24.06.2008, 12:03
imars.ru

В Театре эстрады выступил американский Балет Нью-Джерси. После просмотра хотелось пойти, напиться по-черному и бросить профессию балетного критика.

Балет Нью-Джерси не принадлежит к числу известных, и видеть его спектакли последних лет не довелось. В преддверии гастролей пришлось довериться рекламе организаторов. А они чего только не утверждали! Что коллектив уникален практикуемым синтезом танцевальных стилей. Что артисты могут успешно танцевать и классику вплоть до сложной «Спящей красавицы», и модерн. Что набранные во всем мире исполнители ассимилировались в союз творческих единомышленников, у которых есть объединяющее качество — «настроение оптимизма». Этому хотелось верить: в принципе, все перечисленное может быть. В мире существуют разношерстные по составу компании, которые могут качественно вникать в разные пластические манеры. А что касается оптимизма, то в Москве пару месяцев назад выступала очень оптимистическая труппа из США — Балет Дэвида Парсонса. Она отлично повеселила — как драйвом исполнения, так и уютностью создаваемых картинок «старой доброй Америки».

Теперь, после гастролей балета Нью-Джерси, приходится признать, что обещанное — одни слова, а зрелище рассчитано на самого невзыскательного, ну совсем не понимающего в танце зрителя.

Да и его, честно говоря, не купишь: аплодисменты были не то что жидкими — просто никакими, потому что любой человек чувствует, когда артист бездарен или откровенно халтурит. Это нельзя не почувствовать: со сцены в зал перестает идти энергия. Ощущение от танца такое, будто жуешь мочалку.

Первым показали «Танго». Двое вялых исполнителей несколько минут портили музыку Астора Пьяццоллы: как будто великий аргентинец не страстные и томные звуки сочинил, а похоронный марш. Потом представили блюзовый балет «Belong», где по системе «мухи отдельно, котлеты отдельно» хотелось закрыть глаза, слушать блюз и ни в коем случае не подсматривать. На сцене был вымученный танец уставших людей, которые словно делали публике одолжение, когда двигались. Балет «Идем на юг» по духу оказался клоном предыдущего, как и «развлекательные» постановки «Субботний вечер» и «Для Эллы».

Пытаясь найти ложку меда в этой бочке дегтя, я расценила гастроли как возможность погрузиться в изумительный голос Эллы Фитцджеральд.

В балетах оказалось много вихляющих бедрами парней в клетчатых брюках с подтяжками и девиц, изображающих жизненную программу «отрываемся по полной». Видимо, нас хотели увлечь атмосферой веселья в гуще простого американского народа. Но на месте этого самого народа я бы обиделась: такой унылой пародии на веселье, что показали танцовщики, не придумает и злейший враг. Самое обидное, что спектакли современных американских хореографов не так уж плохи. Не Марта Греам, конечно, и не Роберт Джоффри, но не всем же творцам дано сравняться с этими великими именами американской хореографии. Во всяком случае, возможность выгнать наружу адреналин в балетах присутствовала.

Всех переплюнуло адажио из «Щелкунчика».

Мало того что невесть какая хореография, надерганная по кусочкам из разных версий балета, в программке была приписана Мариусу Петипа. Вот кто перевернулся в могиле: отец русского императорского балета никогда не ставил «Щелкунчика». Но и исполнение оказалось хуже некуда.

И оттого, что русский балет станцевали балерина из Казахстана и солист из Монголии, обещанного «синтеза танцевальных стилей» не появилось.

Стиля вообще не было. Никакого.

Непонятно одно: неужели компания, которой уже 50 лет, весь долгий срок потчует несчастных американцев такой вот пародией на танец? И при этом умудряется получать положительные отклики местных критиков! Или конкретные гастроли в России показались американцам поводом для шапкозакидательства — мол, и так сойдет?

Если верно второе, то ехать в страну знаменитого русского балета с подобным настроем по меньшей мере неумно. Мы еще не вышли на первое место в мире по искоренению коррупции, но танцевать все-таки умеем. Нью-Джерси, конечно, провинция, но все же не совсем глухая. Неужели там не слышали о Большом и Мариинском театрах?

И еще вопрос: зачем было вообще привозить в Россию заштатную компанию? Организаторам дешево обошлись гастроли? А если вы, господа, показываете второй сорт, то будьте скромнее. Не впаривайте публике хвалебные сказки о себе, звучащие как издевательство. Это я о реплике, озвученной по радио в зрительном зале сразу после исполнения: Балет Нью-Джерси наряду с самыми известными труппами Америки (следует перечисление) «делает погоду» в балете США. Критики в зале оторопели на миг, а потом дружно, во все горло, захохотали.