Все знают: кроме больших и громких событий, в истории всегда есть место маленьким и почти незаметным, но необходимым для… Ну, для чего-то очень необходимым. Для того чтобы Москва всего за год пресытилась клубной жизнью и стала выбирать — идти ей, допустим, на группу Kiss или на «Мумий Тролль», должно было произойти очень много.
Концерт группы iLiketrains на сцене маленького «Запасника» был как раз сродни таким малым победам.
Тут дело в чем. Блоггеры уже год, наверное, радовались появлению новой пост-роковой группы. Ну и что – мало ли, вообще, пост-рока сегодня. Много, так много, что количество уже почти окончательно уничтожило качество. Тем не менее, было в этих британцах что-то, что при минимальном пиаре, без билбордов и прочей ерунды подняло с места почти две сотни человек.
На входе всем желающим предлагалось приобрести атрибутику группы. Знаете, такой атрибутики, кажется, не было еще ни у кого. Надписи на футболках порой бывают мрачными, бывают брутальными, но нечасто на груди у сограждан увидишь надпись «Смерть это конец» или «Меня убили». По-английски, разумеется. Куда лучше, правда, расходились майки группы The Decomposers – разогревавших англичан москвичей. Там все было менее затейливо – надпись на спине гласила, что ее обладатель входит в команду поддержки группы.
Сопричастность часто важнее правды.
Короткий сет The Decomposers дал понять несколько важных вещей. Во-первых, у нас умеют играть качественный и почти не скучный независимый рок – музыкально все это напоминало смесь Ника Кейва и безумного шляпника Майка Паттона. Во-вторых, если форме научились, то содержанию пока не очень, но, впрочем, жаловаться грех.
Потом что-то произошло. На сцене появились пятеро небритых мужчин в белых рубашках и траурных повязках. Никто конкретный не умер – они всегда так выступают. Первая композиция особого доверия не внушала – ну да, медленно, печально и без слов, все это мы уже слышали. А потом они запели, и равнодушных почти не осталось. Было в этой музыке что-то такое, что заставляло перестать смеяться над нелепицей на майках, что-то очень понятное, как похороны.
В общем, именно погребение было первой ассоциацией с этой музыкой.
Гитаристы выстраивали свои звуковые ландшафты, барабаны задавали четкий ритм на стыке марша и танца, а голос связывал все это воедино. Вокалист и гитарист iLiketrains Дейв Мартин похож на психа с голосом проповедника. Сдержанная истерика, холодное отчаяние – такого в независимой музыке, покрывшейся толстым слоем клише, уже давно не было.
После того как музыканты ушли со сцены, стало как-то очень тихо, а таких аплодисментов, которыми через пару минут их звали на бис, Москва не слышала давно. Не потому что так полагается, а потому что действительно хотелось продолжить это переживание, которое, кажется, называют катарсисом. Конечно, они вернулись. Чтобы уйти уже насовсем.
После того как все закончилось, хотелось долго говорить про невероятной силы переживание, про музыку, которая не оставляет равнодушным, но лучше и короче про это сказал, как ни странно, Майк Науменко:
В зеpкале пpоцессия — идyт не спеша
Спpоси: «Кого хоpонят?», — ответят: «Тебя!».