Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Страна пубертатного периода

Выходит «Хроники Нарнии: Принц Каспиан»

Выходят «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» — продолжение блокбастера про волшебную страну Нарнию, в котором переросшие герои отчаянно флиртуют и рубятся с врагами, а сказочный лев блестит компьютерной гривой.

Каков род занятий писателя, такова и сказка. Льюис Кэрролл, как известно, был математиком, поэтому герои «Алисы в стране чудес» сыплют шутливыми физико-математическими парадоксами. Джон Рональд Роэул Толкиен изучал в Оксфорде английский язык и литературу, и на «Властелине колец» отпечатались кельтские мифы и легенды. Между тем, друг и соратник Толкиена Клайв Льюис на досуге помышлял религиозным философом, так что его сказочная серия про волшебную страну Нарнию изобилует христианскими параллелями и религиозной символикой.

Что в киноверсии об этом можно забыть, стало понятно уже в экранизации первой (но не первой в смысле хронологии сказочных событий) книжки Льюиса о Нарнии «Лев, колдунья и волшебный шкаф». Лучшая книга серии, она, казалось, меньше всего предназначена для того, чтобы стать блокбастером – милая маленькая сказка, лишенная эпичности «Властелина колец» или «Гарри Поттера» и размашистых приключений, зато с подтекстом — хозяин нарнийского мира лев Аслан умирает за чужие грехи, затем воскресает, да и вообще учит доброте и любви. В фильме Эндрю Адамсона и тихий шарм, и ненавязчивое миссионерство потонули в битвах и постоянных разборках героев, которые из симпатичных детишек стараниями сценаристов превратились в мерзких подростков-скандалистов.

Тем не менее, все это не помешало собрать фильму в прокате около $740 миллионов, и киноэпопею про Нарнию продолжили (благо, в ней целых 7 книг) экранизацией «Принца Каспиана».

С прошлой серии прошло около тысячи нарнийских лет: за это время злые варвары тельмаринцы завоевали страну и сжили со свету большинство волшебных тварей, остатки которых партизанами бегают по лесам, а Аслан куда-то запропастился, потихоньку превратившись в суеверие. И только принц Каспиан, наследник трона, несправедливо задвинутый своим дядей-узурпатором, верит в Нарнию, Аслана и торжество демократии. Подудев в волшебный рог (тот, которым когда-то пользовалась Королева Сьюзен), он срывает бывших королей, а ныне снова обычных школьников Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси с платформы поезда в Англии и возвращает к своим непосредственным королевским обязанностям. Единым фронтом дети выступают против тельмаринцев, лев возвращается, права Нарнии восстановлены.

Надо сказать, появление Аслана обставлено с торжественностью и саспенсом триллера: Люси идет по страшному-страшному лесу, пробирается через чащу, ловит неясные знаки и, наконец, выходит на поляну, где к своей радости видит… цифрового льва. Ошибки быть не может, но он так же похож на настоящего, как и его диснеевский аналог Король Лев. И если невозможно предъявить претензии к кентаврам, гномам и минотаврам, в бессилии вопрошая, почему у них столь неприятные опухшие лица алкашей (никто же их не видел вживую, может, они такие и есть), то редкий зритель не знает, как выглядит настоящий лев. А потому, в отличие от Люси, рискует почувствовать себя обманутым.

Сюжет следует книге, да узнается она с трудом.

Льюис (по крайне мере, поначалу) писал не фэнтэзи, а детские сказки. В них не было масштабных сражений, а одним из отличительных свойств попадавших в Нарнию считался их возраст — это была страна детей. Фильм Эндрю Адамсона переносит историю совсем в другую возрастную категорию, здесь действуют не дети, а здоровенные лбы. Они бьются с полчищами агрессоров, принц Каспиан флиртует со Сьюзен так, что с ужасом ждешь постельной сцены, а глядя на старшего Питера, не можешь избавиться от мысли, что в его возрасте нормальные дети клеят телок, пьют пиво и втихаря курят в школьном сортире.

Клайв Льюис, конечно, совсем не Кэрролл, но и он временами заставлял своих персонажей произносить по-детски парадоксальные сентенции о пространстве, времени и человечестве («Что будет, если когда-нибудь в нашем мире люди станут дикими, как звери, а выглядеть будут как люди, и невозможно будет разобрать, кто есть кто?»). Но в фильме героев волнуют другие, более взрослые вопросы: перед тем как покинуть бренный нарнийский мир, Сьюзен увещевает Каспиана: «У нас бы все равно ничего не вышло, я тебя старше на 1000 лет». Что и говорить, дети выросли.

Новости и материалы
У россиянки выросла киста легкого с двумя литрами жидкости из-за червей-паразитов
Минздрав России: женщине удалили крупную кисту легкого, появившуюся из-за червей
Путин подарил щенка девочке Маше из Макеевки в ДНР
Мостовой согласился подумать над предложением «Пари НН»
Лавров оценил возможность начала переговоров РФ, Украины и стран Запада
Си Цзиньпин назвал условие урегулирования конфликта в Палестине
В «Пари НН» объяснили отсутствие атак в игре со «Спартаком»
В США сочли «омерзительными» данные о приостановке поставок боеприпасов Израилю
Тренер «Спартака» ответил на вопрос о борьбе за чемпионство
Комментатор оценил значение домашней площадки в седьмом матче «Даллас» — «Вегас»
Губерниев рассказал, что созванивался с Бахом
В «Спартаке» объяснили безголевую ничью с «Пари НН»
Журова заявила, что Украина добивается того, чтобы россиян не было на Олимпиаде
Пол Маккартни ответил на признание в любви спустя 60 лет
Названа лучшая по качеству игры серия Запада в первом раунде Кубка Стэнли
В Совфеде указали на ошибку НАТО в вопросе красных линий по Украине
Al Jazeera прокомментировала закрытие своего филиала в Израиле
Тарасова не верит, что Щербакова и Трусова возвратятся в спорт
В Ейске сломался аттракцион, на котором катались дети
Все новости