Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Долой Рафаэля!

Открывается выставка «Искусство прерафаэлитов и русская живопись»

Отважные рыцари и меланхоличные красавицы населяют выставку «Искусство прерафаэлитов и русская живопись» в Третьяковке. Аукционный дом Christie's привез сюда очередные топ-лоты будущих торгов.

Предаукционные выставки ведущих мировых домов случаются в Москве все чаще. Нередко в качестве площадок выбираются музеи – так престижнее, да и за сохранность экспонатов поспокойнее. Например, в Третьяковской галерее аукционный дом Christie'e демонстрировал в прошлом году полотно Василия Верещагина «Стена Соломона». Нынче в эти стены привезена целая коллекция – вернее, две, объединенные под общим заглавием. Вместе с привычным для наших зрителей и покупателей набором русского авангарда (в этой части фигурируют имена Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Владимира Баранова-Россине) доставлен и более экзотический репертуар.

До сей поры российские коллекционеры вроде бы не были замечены среди активных приобретателей живописи викторианской эпохи. Но аукционисты решили прощупать почву.

Тем более что искусство прерафаэлитов в наших музеях почти не встречается, а само это художественное течение здесь довольно популярно, хотя и заочно. В результате предаукционная выставка обрела черты общедоступного просветительского проекта.

Разумеется, не стоит обольщаться по поводу культуртрегерских намерений. Инициатива явно была продиктована коммерческими соображениями, а уж тема популяризации прерафаэлитов среди населения подверсталась по ходу.

Если этого обстоятельства не держать в голове заранее, можно прийти в некоторое удивление. А где же основатели и идеологи «Прерафаэлитского братства» (так они себя именовали) Холмен Хант и Данте Габриель Россетти? И разве принадлежали к упомянутому братству такие художники, как Фредерик Лейтон или Джеймс Тиссо? И откуда, к примеру, взялась на выставке картина 1921 года, если феномен прерафаэлитов относится исключительно к XIX столетию? Однако все вопросы снимаются с учетом статуса экспозиции.

Никто и не планировал устраивать осмысленную музейную ретроспективу. Что набралось в аукционных закромах по этому поводу, то и показали.

И даже произвели альтруистический жест, одолжив на время в фонде знаменитого Эндрю Ллойда Уэббера произведение «Святая Цецилия» кисти Джона Уотерхауса, одного из «младших» прерафаэлитов. Это единственное во всем списке произведение, не предназначенное к скорейшей продаже. Взяли его для солидности.

Черты прерафаэлитской эстетики просматриваются почти во всех экспонатах, только по ним непросто судить об истоках. В основном здесь встречаются работы последователей и подражателей, иногда даже невольных. Из первых прерафаэлитов представлен только Джон Эверетт Миллет, а из наиболее значительных «апостолов» движения – Эдвард Бёрн-Джонс.

Когда-то, 160 лет тому назад, «Прерафаэлитское братство» основывалось как бунтарское направление. Молодые художники считали, что после Ренессанса и особенно после Рафаэля искусство двинулось не в ту сторону, что за образец следует принимать итальянское искусство предшествующей эпохи.

Отсюда типичные для прерафаэлитов средневековые сюжеты с усложненной символикой. Движение заметно повлияло на современников, обрело многих адептов, но, по существу, выдохлось довольно скоро. Этот долгий финальный выдох и привел к появлению работ, из которых составлена выставка. Они совсем неплохи, отдельные даже не выглядят кризисными. Просто в них нет того фанатичного порыва и той дерзости, что характеризовали направление на его заре.

Приплюсованный же к этой истории раздел русского искусства и вовсе находится вне контекста. Если соберетесь искать связь между двумя частями экспозиции, то вот вам совет: бросьте. Нет никакой связи между викторианской живописью и русским авангардом. И даже затесавшийся сюда Левитан ни при чем. Надо лишь принять к сведению, что это все лоты будущих русских торгов, которые состоятся в Лондоне в июне. То есть несколькими днями позже аукционной сессии, посвященной искусству викторианской эпохи. Бизнес-календарь является единственной причиной того, что эти две коллекции соединились под общей крышей в Третьяковке. Пожалуй, только обогатившись подобного рода сведениями, можно реагировать на выставку адекватно. Кстати, в субботу, 17 мая, она будет работать до позднего вечера – в рамках акции «Ночь в музее».

Новости и материалы
Челябинского блогера, призывавшего к свержению действующей власти, отправили за решетку
В ФРГ рассказали, что ВСУ получают ничтожную часть вооружений со складов НАТО
Бойцы группировки «Днепр» нанесли поражение живой силе и технике ВСУ в Новороссии
Россиянам рассказали, в каком случае надо носить кроссовки с шипами
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Постпред РФ обвинил США в составлении сценариев преступления Украины
Бывший футболист сборной оценил попадание в руку Чалова в штрафной ЦСКА
Войска РФ поразили технику ВСУ на ж/д станции в Харьковской области
В Крыму сообщили об учениях на море
Стало известно, чем занимаются ученые на Украине
Стало известно о мощнейшей DDoS-атаке в момент старта «Диктанта Победы»
В США объяснили, почему Киеву нужно с осторожностью пользоваться новым пакетом помощи
В сеть слили цену неанонсированного планшета Google
Блинкен пригрозил Китаю новыми санкциями из-за конфликта на Украине
Все новости