Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Махнуть пилу на керосинку

Выставка Бориса Мессерера

У Бориса Мессерера, и вправду, весь мир – театр, но актеры в нем не люди. Вне сцены маэстро предпочитает разыгрывать пьесы для неодушевленных предметов, что и продемонстрировано на юбилейной выставке в Музее личных коллекций.

Знаменитого художника чествуют в связи с его 75-летием уже вторую неделю, но конца поздравительному марафону пока не видно. Нынешнюю персональную выставку в МЛК можно считать лишь прологом еще более масштабной экспозиции, которая вскоре откроется в Академии художеств. Там покажут сценографическую ипостась Мессерера – макеты декораций и эскизы костюмов ко многим постановкам Большого, Художественного и прочих наших театров.

Именно эта деятельность в свое время прославила Бориса Асафовича на официальном уровне, а известность иного рода он получил в качестве друга и покровителя непризнанных гениев вроде Венички Ерофеева, а также стал одним из инициаторов скандального альманаха «Метрополь».

Ничего сверхъестественного в таком сочетании ролей нет. Все-таки застой не зря называли вегетарианской эпохой: за некоторый налет оппозиционности уже не карали, если эта оппозиционность подавалась элегантно. Мессерер был признанным мастером этого жанра.

Понятно, что он никогда не работал «в стол», однако лавры художника-станковиста (который создает самостоятельные произведения искусства, а не оформляет чужие спектакли) не давали ему покоя долгие годы. Такого рода занятиям – для театрального художника почти побочным – и посвящена выставка на Волхонке. Почетное место здесь занимают цветные офорты – иногда настолько огромные, что их размер с самим понятием гравюры просто не вяжется. Эти работы стали следствием изощренной технической мысли, которую юбиляр проявил в оны годы, сконструировав специальный печатный станок.

Из-под чудо-пресса могли выходить отпечатки до трех метров длиной.

Озаботился Мессерер и качеством изобразительной поверхности: его офорты обладают приятной фактурой. Сразу ощущаешь ремесло высокой пробы. И еще вспоминаешь про уроки русского авангарда. В натюрмортах причудливо варьируются двуручные пилы, керосиновые лампы, архаические утюги и пузатые бутыли – будто какому-нибудь бедовому футуристу дали денег с условием: «Делай, как раньше, но только красиво». И футурист постарался.

Удивительный все-таки зигзаг истории.

В Париже, например, салонные изводы авангардных течений возникли еще в 20-е годы – тогда модно было декорировать апартаменты опусами прогрессивными, но не брутальными и не радикальными. У нас же, как водится, все происходит с запозданием на десятилетия. Надо было пережить советскую эпоху, чтобы дождаться настоящего салонного авангарда.

Похожим качеством обладает и мессереровская живопись. Чего стоят хотя бы полтора десятка геометрических абстракций, фризом развешенных по залу на высоте нескольких метров. Ловко устроенные композиции, толково подобранные колориты, фактура опять же профессиональная – и никаких признаков смятения или, напротив, творческого экстаза.

Да и к чему тут чрезмерные эмоции?

Рецептура же понятная, если однажды что-то не получилось – в другой раз получится обязательно. Представить Мессерера, уничтожающего в порыве ярости неудачный холст и выбегающего под дождь, чтобы разбудить приятеля на другом конце города и напиться с ним в хлам из-за пропавшего вдохновения... Нет уж, увольте. Борис Асафович всегда слыл человеком богемным, но у всего имеются рамки. Скажем, интересно придумать, как достичь нового поворота сюжета в опусе номер 10, чтобы он отличался от опуса номер 9. Там утюг был повернут в одну сторону, а здесь он встанет наоборот. И конфигурация из циркулярных пил должна теперь выглядеть агрессивнее, и общую тональность необходимо поменять – например, сделать гамму более холодной. А в этом месте явно не хватает еще одной керосиновой лампы.

Вопрос умения и изобретательности, к чему стулья ломать?

Словом, выставку живописи и графики Бориса Мессерера можно принять за эталон уравновешенности. Даже инсталляция из бутылок, свечей, промтоварных ящиков и папиросных окурков (произведение озаглавлено «Реквием по Венедикту Ерофееву») выглядит далекой от всякой антисанитарии. Театральные законы пристойности и уместности перекочевали в те сферы, где прежде ими мало кто руководствовался – и ничего, работают.

Новости и материалы
В Приамурье спасатели начали искать пропавших под завалами на руднике людей
Украинские беспилотники уничтожены над Белгородской и Воронежской областями
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер»
Российские войска улучшили положение на Южно-Донецком направлении
Партия Шольца выросла в рейтинге политических сил Германии
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Все новости