Слушать новости

В Большом сообразят на троих

Новый худрук Большого театра

Не успели СМИ остыть от сенсации, что Юрий Григорович возвращается в Большой театр штатным балетмейстером, как подоспела вторая новость: вместо Алексея Ратманского балет Большого театра возглавит новый художественный руководитель Юрий Бурлака.

С января 2009 года художественным руководителем Большого театра станет Юрий Бурлака. Ратманский, впрочем, из театра насовсем не уходит: он будет работать как главный приглашенный хореограф. Курировать же общий процесс и определять генеральные планы театра будет худрук. Если прибавить вернувшегося в театр Григоровича, получается, что балет Большого возглавит тройка руководителей. При этом, по замыслу дирекции, именно худрук станет первым среди равных.

Несколько слов о новом начальнике. Юрий Бурлака окончил московскую балетную школу, потом преподавал в ней, много лет танцевал в труппе «Русский балет», которую не так давно и возглавил. Бурлака обожает балетную старину. В Большом театре он вместе с Ратманским восстановил балет «Корсар», предварительно порывшись в библиотеках и архивах. Это человек умный и образованный, специалист по наследию, но не упертый консерватор, профессионал с хорошим вкусом и творческим чутьем. Он сможет на достойном уровне поддерживать традиции: на следующий сезон уже объявлено Гран па из балета «Пахита» в реконструкции нового худрука и «Коппелия» Делиба, которую, максимально приблизив к оригинальному старинному спектаклю, поставит гость из Мариинки Сергей Вихарев. В афише появятся не самые авангардные, но качественные постановки 20-го века: в частности, театр ведет переговоры со знаменитым европейским хореографом Уильямом Форсайтом. А старый друг и однокашник Бурлаки Ратманский поможет делом: уже осенью он перенесет на сцену ГАБТа свой одноактный балет «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова, поставленный ранее в Нью-Йорке и Лондоне. А заодно подскажет новому худруку, на что в ближайшие годы стоит обратить внимание в современном балете, чтобы труппа ГАБТа не превратилась в памятник самой себе.

Понять причины ухода Ратманского можно.

Хотя директор Большого театра Анатолий Иксанов чрезвычайно ценит талантливого и креативного худрука, Ратманского утомила административная рутина, отвлекавшая от любимого дела - постановки балетов. И, несомненно, ему надоели публичные нападки некоторых, недовольных своей карьерой танцовщиков, а также обвинения балетных консерваторов в «потере традиций», возникавшие почти каждый раз, как в ГАБТе появлялась новая постановка — все равно какого хореографа. Но дело не только в этом, хотя мировой балетный опыт не предусматривает вынесение сора из избы. Главное в другом. Ратманский много лет проработал на Западе и за годы в Москве не смог привыкнуть к нашему своеобразному профессионализму. У нас артист может на репетиции сказать хореографу «это я не буду танцевать, поставьте другое движение». Или на спектакле переделать уже сочиненную хореографию «под себя».

Теперь Ратманский сочинит в Большом спектакль «Пламя Парижа» (к лету), проведет осенний танц-фестиваль к 50-летию творчества Владимира Васильева и Екатерины Максимовой, передаст дела Бурлаке - и уедет работать за границу, где нет отбоя от предложений. В принципе в планах театра на 2009 год есть новая версия «Спящей красавицы», которую Алексей давно хотел поставить.

Но удастся ли это теперь, когда Юрий Григорович официально призван в театр, где балеты Чайковского идут сплошь в его редакциях?

Кстати, официальная должность Григоровича в Большом - штатный балетмейстер – вовсе не подразумевает, что Ю.Н. будет выдавать на-гора новые постановки. Он много лет ничего такого не делает. Как автор числящихся в афише ГАБТа девяти спектаклей, Юрий Николаевич теперь обязан следить за их сохранностью и исполнением в надлежащем виде. Он будет бдительно охранять свои балеты от посягательств людей и времени.

И какой получается расклад? Григоровичу выделен один, хотя и очень большой, балетный сегмент. Ратманскому – другой: сочинение новых спектаклей и прежние его работы, за которыми автор будет ухаживать во время периодических наездов в столицу. Все остальное достанется на долю Бурлаки. То есть он станет окучивать «бесхозные» балеты, не принадлежащие ни Григоровичу, ни Ратманскому, такие, например, как «Дочь Фараона», «Сильфида» и «Дон Кихот». Кроме того, худрук обязан определять составы исполнителей. Искать новые названия для афиши. И корректировать членов балетной триады, если они превысят свои полномочия.

Но это на бумаге.

На самом деле Большой балет наверняка ожидает период …как бы это сказать… внутрицехового беспокойства: первое, что приходит в голову при новостях из Большого — поговорка о количестве глаз у дитяти, которого нянчат несколько нянек. Можно предсказать столкновение амбиций и, извините за прямоту, последствия — усиление анархии в балетном хозяйстве. Тем более что Бурлака вовсе не обладает жестким авторитарным характером, а именно авторитарный стиль управления, в бытность главным балетмейстером ГАБТа, утверждал Григорович. Смешно, но именно о «твердой руке» тоскует капризная балетная труппа Большого, не жалующая «чужаков», труппа, которая, к сожалению, лучше понимает язык кнута, чем язык пряника, а вежливость принимает за слабость. Интересно, куда бы делись все их капризы, все «не хочу», если б желания сбылись и Большой балет возглавил бы по-настоящему жесткий руководитель?

Смотрите ваш же спектакль «Сильфида», господа артисты. Там сказано, как худо бывает, когда осуществляются мечты…

На фоне особенных новостей в балете чуть не затерялись новости из оперы, хотя Большой театр в новом 233-м сезоне предлагает интересную программу. В ноябре обещана премьера оперы Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже». Театр обратился к эпической опере потому, что, кроме отличной музыки, в «Китеже» (цитирую пресс-релиз) затронуты «проблемы народной нравственности». Спектакль выпустит знаменитый драматический режиссер Эймунтас Някрошюс, для которая эта встреча с ГАБТом будет второй в творческой биографии. Именно Някрошюс сделал скандально знаменитых «Детей Розенталя», из-за которых половина депутатов Государственной думы некогда подалась в меломаны и рассуждала об опере с таким же азартом, как об утверждении бюджета.

В апреле 2009 года Большой предложит «Отелло» Верди, для постановки приглашен молодой француз Арно Бернар, известный как идейно спокойный режиссер, уже снискавший имя на подмостках Неаполя, Праги и Тулузы. Бернар, как правило, толкует музыку и либретто в области «золотой середины», он не любит нарочитое «ретро», но не жалует и безудержный постановочный авангард. В консерватории назначен абонемент из пяти концертов, который худрук театра Александр Ведерников назвал «парадом дирижеров»: с оркестром ГАБТа выступят мэтры – Владимир Юровский, Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский и Владимир Ашкенази.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть