Бразильская полиция и русский мат

Берлинский кинофестиваль — итоги

Дарья Горячева 18.02.2008, 10:14
Reuters

Завершил работу Берлинале-2008, в очередной раз подтвердив, что здесь ставят пафос выше искусства.

В воскресенье Берлинале официально завершился показом фильма Мишеля Гондри «Перемотка». Картина, в которой сыграли Джэк Блэк, Дэнни Гловер и Миа Ферроу, — комедия, причем абсурдистская — в маленьком видеопрокате вдруг размагничиваются все видеокассеты. Гондри, конечно, не Кевин Смит, поэтому эта досадная неприятность не повлечет рефлексий о проходящей мимо жизни, вместо этого герои отважно решают сами переснять главные голливудские хиты. В том числе «Назад в будущее», «Робокопа», «Охотников за привидениями» и много чего еще. Можно представить, во что превратятся всенародно любимые шедевры.

В общем, шпилька в адрес Голливуда — подходящий сюжет для финального аккорда Берлинского кинофестиваля.

Оригинальное название фильма Гондри — «Перемотайте, пожалуйста», об этом просит надпись в злополучном видеопрокате. Сказано — сделано. Перемотаем на 16-е февраля, субботу, когда состоялось вручение фестивальных наград. Решение жюри называют неожиданным, хотя в случае с Берлином пора бы уже привыкнуть к тому, что тут можно с легкостью проигнорировать сильных номинантов, чтобы вручить награду чему-нибудь общественно-политическо-актуальному. Программа Берлинале в этом году вообще считается одной из худших, хотя, если вспомнить прошлый год, 57-й фестиваль ругали ничуть не меньше.

И так же, как и в прошлом году, главные призы получили фильмы не самые лучшие, а самые правильные.

В 2007 году фаворитом была комедия «Ирина Палм», а победила этническая монгольская социалка «Свадьба Туи»; сейчас в рейтингах лидировала «Нефть» Пола Томаса Андерсона, а выиграл «Элитный отряд» Жозе Падильи.

«Нефть» — это современный «Гражданин Кейн» — история об обратной стороне Большой Американской Мечты. Герой фильма Дэниэл Плэйнвью строит с нуля свой нефтяной бизнес, становится миллионером, но успевает испортить свои отношения с миром. Кого в Берлине волнует судьба американского магната? Но ничего не дать самому сильному фильму из конкурсной программы как-то неловко, поэтому Андерсону достался «Медведь» за режиссуру, а композитору фильма (и по совместительству гитаристу Radiohead) Джонни Гринвуду — за музыку.

То ли дело «Элитный отряд» — фильм о коррупции в полиции Рио-де-Жанейро.

Картина снята по одноименной книге, в написании сценария принимали участие люди, ранее работавшие в полиции, а также небезызвестный Брайлио Монтавани, написавший сценарий к «Городу Бога». «Элитный отряд» имел немалый для столь малобюджетного фильма успех, собрав $11 миллионов в мировом прокате, а на родине вокруг него поднялась шумиха — полиция подала в суд на создателей фильма, будучи недовольной тем, в каком она выставлена свете. Но для Берлина это только плюс. Значит, точно актуальное кино.

Второй по значению приз — «Серебряный медведь» — достался документальному фильму Эррола Морриса «Стандартная процедура».

Типично берлинский продукт, было бы даже странно, если бы на Берлинале не отметили картину об издевательствах американцев над иракскими военнопленными в тюрьме Абу-Грейб.

Лучшим исполнителем был назван вовсе не Дэниэл Дэй Льюис в «Нефти», а иранский актер Реза Наджи, сыгравший фермера, пытающегося заработать на слуховой аппарат для глухой дочери. А лучшей исполнительницей стала Салли Хоукинс за роль эксцентричной училки в мелодраматической комедии Майка Ли «По воле случая». Фильм Майка Ли в рейтингах прессы числился одним из фаворитов, но от Ли отделались актерской номинацией: Берлин — фестиваль серьезный, предпочитает трагедии.

Такие, например, как «Вера в любовь», получившая «Медведя» за лучший сценарий. Китайская лента рассказывает о разведенных муже и жене, которые пытаются спасти больную лейкемией дочь. Их последний шанс — родить общего ребенка, который будет идеальным донором. Семьи обоих супругов трещат по швам. Отягчающим обстоятельством является то, что в Китае есть ограничение на количество детей в семье, в таком случае мать девочки не сможет родить ребенка от своего нынешнего мужа.

Обласканная «Сандэнсом» «Русалка» Анны Меликян получила приз ФИПРЕССИ.

А Академический союз по содействию международному обмену в области образования и культуры DAAD присудил свою премию российской короткометражке «В теме» с формулировкой: «Мы считаем, что этот фильм достиг поразительной близости со своими исполнительницами, ни разу при этом не нарушив тайну этой интимности». Тут история любопытная. Начнем с того, что это студенческая работа Ольги Поповой — дочери Веры Сторожевой. «В теме» рассказывается о том, как молодая супружеская пара празднует годовщину семейной жизни. Только пара эта лесбийская, а сам фильм был также представлен на проходящем в рамках Берлинале фестивале «Teddy award», известном своей нетрадиционной направленностью.

Несмотря на то, что отечественных картин в основном конкурсе не было — наши в Берлине повсюду.

Наши получают призы, наши в лице продюсера СТС Алексея Роднянского присутствуют в фестивальном жюри, наши становятся героями фильмов. Громкий дебют певицы Мадонны «Грязь и мудрость» — об эмигрировавшем в Лондон русском музыканте Андрее. Исполняет его украинец Евгений Гудзь — фронтмен панк-группы Gogol Bordello, который в фильме много и смачно ругается по-русски. Пустячок, а приятно.