Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Букер» гребанул и задудел

Объявлен шорт-лист литературной премии «Русский Букер»

Объявлен шорт-лист «Русского Букера»: отсеялись лишние Пелевин, Сорокин и Быков, вопросы остались.

Оглашение шорт-листа премии «Русский Букер» было скучной клоунадой. Оно и обязано было быть таким. Во-первых, церемония вручения литературных премий скучна по определению. Нездоровое оживление на вручении «Букера» случилось лишь однажды, в 2005 году, когда взбунтовавшееся жюри не позволило председательствующему Василию Аксенову вручить премию тому, кому он хотел. Рецидива вряд ли стоит ждать: после случившегося скандала с перетряхиванием белья и обвинениями в предательстве букеровский комитет скорее уйдет в отставку, чем допустит обнародование любой, пусть самой невинной информации о работе жюри.

А во-вторых, какого такого веселья вы хотите в год, главная литературная интрига которого заключается в том, какую же премию дадут в итоге роману Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» — «Большую книгу» или «Русский Букер»?

Поэтому литературный секретарь премии Игорь Шайтанов, вопреки обыкновению, даже и не пытался создать интригу, а просто предоставил слово председателю жюри, прозаику Асару Эппелю. Тот огласил список финалистов. В шорт-лист «Русского Букера-2007» вошли романы «Бухта Радости» Андрея Дмитриева, «Матисс» Александра Иличевского, «Человек, который знал все» Игоря Сахновского, «Конец иглы» Юрия Малецкого, «Бог не играет в кости» Алекса Тарна и, кто бы сомневался, «Даниэль Штайн, переводчик» мадам Улицкой.

Предложили задавать вопросы, но собравшие не реагировали на призыв. Все, похоже, пытались сообразить – кто же остался за бортом. Таковых, надо сказать, было довольно много. Из трех букеровских лауреатов, имевшихся в лонг-листе, в следующий этап прошла только Улицкая — Анатолий Азольский и Владимир Маканин выбыли. Исчезло немало других громких фамилий: борьбу за 20 тысяч долларов уже точно не продолжат Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Майя Кучерская, Дмитрий Быков, Андрей Рубанов, Андрей Волос, Алексей Слаповский и многие, многие другие.

Пока журналисты мысленно подсчитывали утраты, слово предоставили членам жюри, которые говорили все, что положено в таких случаях.

Асар Эппель сказал про «идеальную атмосферу сотрудничества», в которой работало жюри, критик и эссеист Самуил Лурье – про «годовой срез русской литературы», «представитель культурной общественности» театральный режиссер Генриетта Яновская пожаловалась, что, читая все присланные на конкурс романы, она поначалу пришла в отчаяние: «Ну как можно называть литературой книгу, где в самом начале автор пишет: «Он посмотрелся в зеркало»?!» — зато, мол, вот эти шесть романов весьма хороши, поэтому «то, что сделано – сделано честно, честно, честно».

Журналисты меж тем перешли к финалистам. Меньше всего вопросов вызывают «Матисс» Александра Иличевского, «Человек, который знал все» Игоря Сахновского и «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой хотя бы потому, что эти книги уже присутствуют в списке финалистов премии «Большая книга». «Бухта радости» тоже не бомба, ее автор Андрей Дмитриев побывал уже и в шорт-листе премии, и в букеровском жюри. Не впервые мы видим в коротком списке «Букера» и Юрия Малецкого, а что до того, что «Букер» вручается за лучший роман, а «Конец иглы» имеет авторский подзаголовок «неоконченная повесть» — ну так не будем цепляться к мелочам… Стоп!

У народа возник вопрос. Председателя жюри попросили рассказать про Алекса Тарна и его роман «Бог не играет в кости» — потому как, мол, про всех знаем, а про таинствнного незнакомца не ведаем.

И тут Асар Исаевич повел себя как-то странно.

«Я на этот вопрос даже и не знаю, как отвечать…» — расстроено протянул маститый новеллист, потом опомнился, и чтобы снять с себя подозрения в неведении относительно финалиста, пояснил, что подписывал бумагу, запрещающую разглашать подобную информацию. Удивленные журналисты продолжали настаивать, председатель жюри упирался и кричал про подписку, и все, что из него удалось выжать, – автор живет в Израиле и пишет по-русски. А на просьбу набросать краткий портрет книги заявил, что портрет книги в общем-то благоприятный. И автор симпатичный, в возрасте где-то между тридцатью и сорока. Народ уже откровенно веселился, интересовался семейным положением Алекса Тарна, Эппель причитал: «Книжка очень увлекательная, но я совершенно не имею права…». Пришлось вмешаться Игорю Шайтанову.

Он напомнил всем, что еще на этапе лонг-листа отмечал новую тенденцию: мол, в списки престижной премии прорвались книги низких жанров. И «Бог не играет в кости» — как раз из таких. Автор пишет политические боевики, а в этом романе Алекс Торн мастерски связал интригу политического боевика с проблемой холокоста. Будут ли еще вопросы?

Вопросов не было, и Игорь Олегович попросил молчавшего до сих пор члена жюри, писателя Олега Зайончковского высказать свое мнение о «попытках войти в литературу жанров массовой продукции». Автор «Сергеева и городка» говорил очень осторожно и с большими паузами. Высказался он в том смысле, что в появлении остросюжетной литературы, может, и нет большой беды. Да. Но именно литературы. Вот и в нынешнем шорт-листе имеются два романа… Тут он сделал особенно долгую паузу и резюмировал: «Да. Лишнее говорю».

Интересно, их что – палками за разглашение бьют?

Больше вопросов у аудитории не возникло, зато микрофон взял председатель жюри и поинтересовался: «А почему у вас так мало вопросов?!», — после чего пустился в рассуждения о том, как для него все это неприятно и тревожно. «На премию выдвинули 78 книг, – жаловался Эппель. — Это значит, что 77 человек, кроме победителя, станут моими супостатами. Это трагично».

На этой печальной ноте и завершилась пресс-конференция.

Поскольку обозреватель «Парка культуры» никаких бумаг не подписывал, так что даем справку: Алекс Тарн, он же Алексей Тарновицкий, родился 1955 году в г. Арсеньеве (Приморский край). Как написано на его персональной странице, «в двухлетнем возрасте эмигрировал в Ленинград, где и обретался до репатриации в Израиль в 1989 году. Проживает в поселении Бейт Арье, в Самарии». Роман «Бог не играет в кости» (так его поименовали в издательстве, авторское название – «Пепел») – из цикла книг о приключениях суперагента Берла. Издательская аннотация: «Суперагент Берл получает новое задание: он должен установить, откуда поступают средства на закупку оружия и взрывчатки для арабских террористов. Берл, как всегда, решает поставленную перед ним задачу — страшная правда заключается в том, что золотые слитки, являющиеся для террористов «разменной монетой», были отлиты еще в годы второй мировой войны узниками концлагеря... Берл не одинок, зачастую вместе с ним действуют специалисты из других стран, блестяще владеющие своей профессией. Они представляют Россию и Белоруссию, Германию и Францию, США и Канаду... Они действуют на самом высоком уровне».

Начинается эта «увлекательная книга» так: «А вот я тебя!..» — Берл сильно гребанул руками, для большей грозности задудев в дыхательную трубку. Но крупная серая рыбина с темными пятнышками по бокам лишь лениво шевельнула хвостом и сразу разорвала дистанцию».

Какое уж тут: «Он посмотрелся в зеркало...».

Новости и материалы
В Китае обвинили НАТО в возникновении украинского кризиса
Бузова о госпитализации: «Самое страшное позади»
Шойгу отметил попытки США восстановить влияние в Центральной и Южной Азии
Госсекретарь США обеспокоился поддержкой Пекином Москвы
Неизвестные в масках бросили в квартиру уральца армейскую дымовую шашку
Клуб РПЛ лишился главного тренера из-за личных обстоятельств
Nokia выпустила новый кнопочный телефон с поддержкой 4G и USB-C
Стало известно, когда в Египте начнут принимать карты «Мир»
Матвиенко заявила о предпосылках «демографической весны» в России
Подполье сообщило об ударе по готовящимся к вторжению в РФ военным ВСУ
Первый замглавы Оренбурга написал заявление на увольнение
Жена звезды «Адской кухни» привела двухлетнюю дочь на маникюр, несмотря на критику
Мусагалиев потерял сознание после операции на носу
Министры обороны РФ и Киргизии подписали несколько соглашений
Названы лучшие модели MacBook в 2024 году
У московского школьника украли часы за 1,5 млн рублей
Международный мониторинговый центр в Карабахе закрылся
Валиева рассказала, когда собирается выйти замуж
Все новости