Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Звуки Мо

В Москве выступят Sonic Youth

Фото: kunstbeeld.com
В Москве выступят Sonic Youth — якобы остепенившиеся мастера гитарного терроризма, некогда освистанные необразованной российской публикой.

Для начинающих музыкантов, решивших конвертировать интеллект, неумение играть и отсутствие приличной аппаратуры в мировую славу, одними из первых в ряду образцов для подражания уже долгие годы стоят именно Sonic Youth, чье название Сева Новгородцев, вещая на страдающую под пятой большевизма страну, предлагал переводить как «Звуковая молодость».

Молодость когда-то и в самом деле имела место.

Когда они появились на нью-йоркской сцене, главным местом в городе был культовый клуб CBGB, где с неизменными аншлагами играли герои No Wave — Патти Смит, Ramones и Television. Под их влиянием Терстон Мур, Ким Гордон и Ли Риналдо решили собрать группу, которая будет играть, естественно, медленно, мрачно и грязно. Проблемой не стало даже то, что Ким Гордон вообще не умела играть ни на одном музыкальном инструменте — ей сразу же доверили бас.

Первый одноименный альбом Sonic Youth 1982 года произвел совершеннейший фурор — задохнувшийся панк искал новую форму, и индустриальный саунд в сочетании с любовью к Джону Кейлу и Лу Риду оказался очень кстати.

На старых, плохо звучащих инструментах и дешевой аппаратуре группа записала музыку, в которой странный подход к навязшему на зубах рок-н-роллу совершенно ошеломил первых слушателей нарочито атональными гитарами, предельно грязным саундом и вдохновляющей атмосферой тревоги и сдержанной агрессии.

Конечно, несмотря на все свои изобретения и новаторство, они могли так и остаться в глубоком андеграунде и стать одной из групп бесконечной вереницы «непризнанных гениев», к которым слава пришла много лет спустя, после скоропостижного распада. Но в 1988 году они выпускают альбом Daydream Nation, первый сингл с которого — Teenage Riot — сразу же становится хитом. В 1989-м, во время тура в поддержку альбома, группа впервые заехала в Россию. Правда, люди, пришедшие совсем не на американских героев, а на разогревающую группу НЭП, остались в недоумении от шумовых экзерсисов нью-йоркских экспериментаторов — концерты в Москве и Питере с треском провалились.

Однако на родине музыкантов альбом впечатлил не только клубных экстремистов, и уже следующий диск Goo был выпущен на крупнейшем мейджор-лейбле Geffen, контракт с которым, к слову, завершился совсем недавно.

В результате группе открылись пути на все крупнейшие площадки и фестивали. Но, вместо того чтобы успокоиться, они использовали свою популярность, чтобы протащить на большую сцену других своих коллег-подпольщиков, в частности, никому неизвестную сиэтлскую группу Nirvana.

В 90-х Sonic Youth продолжали лютовать, хотя их песни приобрели значительно более удобоваримый вид. Сейчас все уже вроде бы изменилось. Терстон Мур и Ким Гордон растят детей и выпускают вполне компромиссные альбомы, которые уже зачислены критиками по ведомству поп-рока. То есть шумовые элементы никуда не делись, но используются предельно деликатно, а песни окончательно утвердились в стандартную конструкцию типа «куплет-припев».

Однако чего ожидать от их московского концерта, слава богу, все-таки остается неясным.

Последняя студийная работа Rather Ripped оказалась вполне внятной даже тем, кто не очень любит концептуальные издевательства над музыкой. Но на концертах Sonic Youth вполне могут себе позволить выдать 45-минутную импровизацию с беготней по сцене и имитацией секса с гитарой, да и вообще все что угодно.

Кстати, детей Мур и Гордон тоже воспитывают довольно специфически — вместо традиционных колыбельных или, на худой конец, сладкоголосых The Beatles из колонок в их комнате звучат все те же герои панк-революции Ramones и Television.

Концерт Sonic Youth, в свою очередь, для многих уже тоже повод вспомнить детство. Прямо скажем — не худший.