Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Купи две по цене трех

Роман Ирины Майоровой «Халява для лоха»

Вадим Нестеров 02.05.2007, 17:14
Иллюстрация: издательство Росмэн-Пресс

Роман Ирины Майоровой «Халява для лоха» — продолжение новой для российского рынка традиции познавательного трэша.

Занятно видеть следующее объявление: «Презентация книги Ирины Майоровой «Халява для лоха». Приглашаются все работники рекламного бизнеса»? Разумеется, организаторы вовсе намекают на легковерие рекламщиков. Просто книга Майоровой, ставшей относительно знаменитой после сочинения «Про людей и звездей», как раз этому самому рекламному бизнесу и посвящена. Как уверяет издательство, из романа можно узнать, как «профессионалы промывают мозги потенциальным покупателям, какими методами воздействия пользуются, и как им помогает в этом талантливая творческая интеллигенция». Для того чтобы сарказм уловили даже самые отпетые лохи, книгу снабдили посвящением «Жертвам рекламы посвящается», а обложку испещрили объявлениями вроде: «Купи две книги по цене трех, третью получи бесплатно».

Обложка, меж тем, заслуживает внимания по другой причине: визуально она почти неотличима от дизайна нового бестселлера Сергея Минаева «Медиа-сапиенс».

На сленге рекламщиков это, кажется, называется «прицепиться к паровозу» — увеличить свои продажи за счет сходства с заведомо ходовым товаром.

Аналогии с Минаевым, впрочем, напрашиваются и без того, уж больно схожие истории: никому не известный автор выступает с дебютной книгой, которая становится бестселлером. Обе книги эксплуатируют аффектированно-модную тему: «Духлесс» вникал в столь популярный у читателей «гламур», «Про людей и звездей» описывала жизнь звезд шоу-бизнеса. Обе книги на самом деле были о другом — о кризисе среднего возраста сегодняшних тридцатилетних. Оба автора знали предмет своего исследования досконально — глубокое знание господином Минаевым столичной тусовки не подлежит сомнению, Майорова же и вовсе была одним из создателей и руководителей газеты «Жизнь», ставшей в России эталоном «бульварной прессы».

Скорее всего, именно этой подлинности обе книги и обязаны своим успехом.

Понимая необходимость ковать железо со всей возможной оперативностью, авторы быстро выпускают по второй книге, но на сей раз — об одном и том же. О рекламе. Только Минаев в «Медиа-сапиенсе» сосредоточился на рекламе политической, у Майоровой же исключительно товары широкого потребления.

Разумное решение. Обычная развлекательная литература стремительно теряет популярность — тиражи «королевы российского книжного рынка» Дарьи Донцовой устойчиво снижаются год от года. Чистый вымысел все менее интересен, читатель за свои деньги желает не только развлечься, но и получить какую-нибудь информацию. В бестселлеры выбиваются своеобразные «кентавры», где к незамысловатому роману пришито столь же незамысловатые этнографические или социологические наблюдения. Полевые исследования Гоа упаковываются в детективный сюжет с парой килограмм кокаина, описание нравов обитателей Рублевского шоссе снабжается экшеном с убийством мужа.

Сюжетная составляющая «Халявы для лоха» и вовсе напоминает бразильский сериал.

Ллюбовный треугольник, сфабрикованное уголовное дело для Удачливого Соперника и амнезия у Бедной Но Гордой Красавицы, и Честный Мент, выводящий Главного Негодяя на чистую воду… Но так как на самом деле герои книги — тайные рецепты рекламного воздействия, то в самые кульминационные моменты возникают сентенции вроде: «Там Дукалис полсерии в магазине «Техносила» микроволновку выбирает, а вторую половину — коробку с огромным логотипом фирмы на себе таскает. Потому что скрытая реклама — это, скажу я вам, промоушен убойной силы. Во-первых, не вызывает у потребителя раздражения и не кажется ему навязчивой…».

Одна проблема (оставим в стороне литературные достоинства) — сделанные по этому образцу бестселлеры получаются одноразовыми. Как правило, весь имеющийся у автора эксклюзив он выкладывает в первом романе, а разбираться в новой теме месяцами и годами, как принято у добросовестных писателей-профессионалов, отчего-то не получается. Выложив свой скромный хомячий припас, в комплекте с деньгами и славой автор получает кризис темы. И о чем тогда писать? Правильно. Как заметила в недавнем интервью Ирина Майорова: «Есть три области, в которых каждый считает себя «докой»: педагогика, медицина и реклама».

Майорова И. Халява для лоха. М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.