Прокуратура против «мозгового гноя»

Выставка «Запретное искусство-2006»

,
Репродукция работы Александра Косолапова Икона-икра
Выставка «Запретное искусство-2006», открывшаяся 7 марта в Сахаровском центре, пришла к закономерному итогу — православные граждане подали заявление в прокуратуру.

То, что скандал в той или иной форме произойдет непременно, было понятно с момента открытия выставки «Запретное искусство-2006». Сахаровский центр, уже однажды прославившийся противостоянием с православной общественностью во время экспозиции «Осторожно, религия!», вновь открыто нарывался на скандал и «дразнил гусей». На организованной искусствоведом Андреем Ерофеевым выставке представлены произведения, не прошедшие отбор на Московскую бьеннале и не разрешенные к показу в московских галереях и музеях в 2006 году. Полотна скандально известных авторов Авдея Тер-Оганьяна, Вячеслава Мизина, Александра Косолапова и других содержат сексуальные сцены, табуированную лексику и опасные шутки на религиозные темы.

Среди экспонатов запрещенная к показу в Третьяковской галерее работа Александра Косолапова «Икона икра», изображения Микки-Мауса и Ленина, на картине Косолапова «Реклама «Макдоналдса»» потребление гамбургеров сравнивается с церковным причастием, а на работе Вячеслава Сысоева участники крестного хода изображены в противогазах.

Подобную «выставку достижений российской цензуры» организаторы экспозиции собираются делать ежегодной. В рекламном листке, вручаемом посетителям на входе, сообщается, что программа «Запретное искусство» рассчитана на несколько лет, а ее цель - мониторинг и обсуждение характера и тенденций цензуры в области культуры.

Надо сказать, что организаторы выставки попытались максимально обезопасить себя от упреков в оскорблении чувств верующих. Экспозиция выстроена по принципу своеобразного пип-шоу — все работы закрыты фальшстенами, и увидеть их можно только фрагментарно, через маленькие дырочки. При этом посетителей предупреждают о характере работ, кроме того, осмотр не рекомендуется лицам, не достигшим 16 лет, а фотографировать картины запрещено.

Но чувства верующих, естественно, были оскорблены. Сначала все ограничивалось словами. В московском отделении Союза православных граждан приняли заявление, в котором выставку назвали «очевидной антихристианской провокацией».

В заявлении, в частности, предлагалось «провести психиатрическую экспертизу организаторов и участников выставки, поскольку их маниакальная тяга к кощунству может быть следствием тяжелых патологий на сексуальной почве, например одной из форм эксгибиционизма».

Не менее суровым был вердикт и священослужителей. Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев считает, что после выставки «Запретное искусство-2006» надо добиваться судебного «запрета на профессию» для ее организаторов. «Поскольку подобные выставки проводятся уже не первый год, понятно, что речь идет не о случайном недопонимании или ошибке, но о совершенно сознательной установке использования своей профессиональной деятельности для оскорбления других людей. Соответственно, суд имеет право отозвать лицензию — объявить с судебной трибуны об их профессиональной несостоятельности», — заявил он «Интерфаксу».

Вскоре последовала и официальная реакция Русской православной церкви.

В РПЦ выставку тоже расценивают как оскорбление чувств верующих и считают, что ей должна быть дана адекватная правовая и моральная оценка. «Тех, кто виновен в оскорблении чувств верующих, — директора музея Сахарова господина Самодурова, куратора выставки господина Ерофеева и авторов кощунственных работ — определенно следует воспринимать как абсолютно нерукопожатных людей», — так прокомментировал ситуацию замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Самодуров, кстати, предъявленные обвинения отрицает категорически. Вот что он сказал «Парку культуры»:

«Дело в крайне неуместной публикации фотографий с этой выставки в Новых известиях. Если вы обратили внимание, посмотрите на наш сайт, у нас ни одной фотографии, ни одного экспоната на сайте нет: есть названия работ, есть вид зала, а фотографий нет. Мы не рассчитывали на публикацию экспонатов в прессе. Эта выставка посвящена проблеме границ в современном искусстве, проблеме цензуры в нем. Проблема того, что такое культура, что вне культуры. Совершенно другое дело, когда вы видите публикацию того экспоната, который фотограф снял. Это моя ошибка: фотограф пришел в понедельник, музей был закрыт, меня не было. Я не предупредил персонал, и он снял через дырочку..

Понимаете, это как человек в бане голый, на пляже - полуголый, а на улице одетый. Если мы эти жанры смешаем, это будет нехорошо.

Должно быть место, где можно поговорить об этой проблеме? Или если такой разговор не возможен, это все загоняется в подполье. Вот Кураев, судя по его интервью, считает, что это сразу уголовное преступление. Для кураторов музеев и галерей - это проблема, а для него - преступление.

Мне лично нравится четыре работы из двадцати трех. Если бы мы делали просто выставку, грубо говоря, о чем-то другом, многие работы из тех, что здесь есть, я бы лично не стал показывать. Но здесь они уместны. Допустим, есть работы с использованием мата. В нашем музее всегда существовал запрет на показ мата, но другие галереи, допустим, это показывали раньше.

Но здесь-то показывается не это? Здесь показывается главная проблема: что входит в современную культуру, что не входит».

Куратор выставки Андрей Ерофеев объяснил, что это нормальная искусствоведческая работа, которая должна вестись на периферии, в небольших залах. Существует проблема цензуры, и она должна быть исследована. Оказывается, в нашем современном искусстве нет политической цензуры, зато есть цензура религиозная, которая, к тому же, осуществляется не церковью, а группами граждан.

А суда и 282 статьи Ерофеев не боится. В конце концов, это его работа.

Но это все были слова. Теперь дошло и до поступков.

Нет, никаких эксцессов, подобных приснопамятному разгрому выставки «Осторожно, религия!», не случилось — православных граждан с самого начала прямым текстом призвали проявлять выдержку и не поддаваться на провокации. Просто оценка выставки из области моральной перешла в юридическую: 20 марта координатор движения «Народный собор», директор «Центра народной защиты» Олег Кассин направил заявление на имя прокурора Москвы, в котором потребовал привлечь организаторов выставки к уголовной ответственности.

В заявлении на основании того, что выставка «грубо нарушает общественный порядок и является откровенным вызовом общественной морали и нравственности», требуют проведения по данному факту прокурорской проверки, закрытия выставки, «изъятия, как орудий преступления, выставленных на ней экспонатов» и привлечения к уголовной ответственности «вступивших в предварительный сговор устроителей выставки «Запретное искусство-2006» — ее куратора Андрея Ерофеева и директора Музея и общественного центра им. Сахарова Юрия Самодурова, человека, уже судимого ранее за организацию подобной антихристианской антиобщественной выставки и использовавшего свое должностное положение».

Главный инициатор подачи заявления Олег Кассин одновременно выступил и с подробным разъяснением двигавших им мотивов, опубликовав на одном из интернет-сайтов обширную статью с красноречивым названием «Социальные опыты гнойной хирургии». Риторика вполне ожидаема: «Я полностью согласен с теми представителями православной общественности, кто считает, что люди, создавшие все эти «шедевры», психически не нормальны. Я бы добавил, что они еще и социально опасны, так как активно пытаются изливать свой мозговой гной на здоровую часть общества. У меня было такое ощущение, что я побывал на помойке. Омерзительное зрелище».

Реакции прокуратуры пока не последовало. «Парк культуры» будет держать своих читателей в курсе событий.