Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Жизнь после холодца

Кино, выставки и музыкальные события в праздники

Фото: outnow.ch
Куда податься — кино, выставки и музыкальные события для тех, кто не сбежит из праздничной Москвы.

Кино

Паровозами праздничного проката в этом году назначены «Жара» и «Волкодав». Надежда сделать хорошие сборы за неделю вынужденного безделья населения в принципе вполне оправданна. Обе картины, однако, развлечения довольно специфические, предназначенные для некой идеальной молодежи, существующей в недрах продюсерских калькуляторов. А впрочем, если сердце отзывается на заразительную молодость Тимати и других героев «Жары» или на сумрачное злоборчество «Волкодава» — к чему стесняться, праздник все-таки.

Тем более что выбор в этом году довольно скромен. В качестве других очевидных решений присутствуют анимационные «Делай ноги», комедия «Ночь в музее» и ноэль «Паутина Шарлотты». Все три картины представляют собой довольно простодушные развлечения, в каждой есть по одной маленькой изюминке. В пингвиньем мюзикле «Делай ноги» это музыкальные номера. В «Ночи в музее» про экспонаты Музея естественной истории, оживающие под присмотром Бена Стиллера, — скелет тираннозавра, бегающий за косточкой. В истории про паучиху, спасающую поросенка от кухонного ножа, — Дакота Фаннинг, замечательная актриса без малого тринадцати лет.

В то же время продолжают идти «Остров» Лунгина, «Апокалипсис» Мела Гибсона, «Дежа-вю» Тони Скотта — картины, которые жаль было бы пропустить и стоит смотреть на большом экране. Так же продолжает идти «Маленькая мисс Счастье» — симпатичнейшая трагикомедия в духе Тода Солондза, только значительно оптимистичней. Сюжет, в котором семья трогательных фриков на разваливающемся микроавтобусе везет толстую девочку в очках на конкурс красоты, приятен уже сам по себе. Еще приятней — что все актеры относятся к делу ответственно, гибнут всерьез, воскресают тоже всерьез.

Единственными занятными новинками пред- и постпраздничного проката станут датская «Принцесса» и венгерская лента «Секс и больше ничего». «Принцесса» — по большей части анимационная лента с вкраплениями видео. Рассказ идет о бывшем священнике-миссионере, вернувшемся на родину, чтобы сделать два дела — отомстить за смерть сестры и позаботиться о ее пятилетней дочери. Сестра была порнозвездой и умерла от наркотиков. Девочка росла в скверном окружении и научилась всякому плохому. Лента позиционируется как мультфильм для взрослых, во всяком случае, источником вдохновения для режиссера служили фотоработы японца Нобуеси Араки. А в таком мало кто готов признаться.

«Секс и больше ничего» позиционируется как венгерская «Бриджит Джонс». Что, конечно, ерунда — героиня фильма вполне толкова, изящна и энергична. Просто она тоже ищет мужчину, дав в газету объявление, ставшее названием картины. Череда откликнувшихся фриков, женская доля, мужская доля, венгерская доля — темы все важные, и поданы они вполне занятно.

Выставки

Тут главное — внимательно следить за расписанием работы музеев и галерей, никакой системы в этом вопросе не наблюдается.

В Кремле, в Успенском соборе, продолжают показывать «Галерею драгоценностей Эрмитажа». Сокровища петербургских императоров, многие из которых ни разу не покидали Зимнего дворца, прибыли в гости в сокровищницу московских царей. Выставка приурочена к 200-летию Оружейной палаты. Есть все — от золота скифов до работ Фаберже, сделавших его самым знаменитым ювелиром мира. А в Патриаршем дворце желающие могут глянуть на русские дореволюционные открытки с видами Кремля — выставка «Поклон из Кремля» (музеи закрыты 31 декабря, 1 и 4 января).

В Третьяковской галерее имеет смысл посетить выставку работ Александра Иванова, разделившуюся по двум зданиям Третьяковки: живопись и рисунки, из которых потом выросло его великое полотно «Явление Христа народу», выставляются на Крымском Валу, а библейские эскизы — в Лаврушинском переулке (не работают только 1 января).

Музей изобразительных искусств имени Пушкина завлекает сразу двумя масштабными проектами. В Музее личных коллекций только что открылась выставка «Павел Филонов. Очевидец незримого». Эта выставка переехала в Москву после экспонирования в Русском музее, где она произвела фурор. Это первая с 1988 года и самая масштабная персональная выставка одного из трех главных русских авангардистов. А в главном здании скучающих на праздниках москвичей и приезжих ждут маски. Проект «Маски: от мифа к карнавалу» очень неожиданно осмысляет один из самых символичных предметов, созданных человечеством. Походя можно глянуть и на картину Питера Пауэла Рубенса «Тарквиний и Лукреция», которую отбирали да не отобрали (открыты все праздничные дни, кроме 1 января).

В «Манеже» большая ретроспективная выставка Александра Родченко. Практически канонизированный пионер советского фотоавангарда в любом случае стоит внимания, как-никак гений и наше все в фотографии (начинают работу со 2 января).

В Московском музее современного искусства выставка «Едоки лимонов» Виктора Пивоварова, классика ХХ века, вернувшегося из добровольного пражского изгнания с коллекцией удивительных работ. «Едоки лимонов» включают работы последнего времени, эта выставка была придумана специально для четырехэтажного здания ММСИ. И везде ангелы, бесы и люди едят лимоны (музей будет закрыт 31 декабря, 1, 2 и 7 января).

В Государственном историческом музее особое внимание скучающих горожан явно привлекут две выставки. Чем интересна экспозиция «Любовь и эрос в античной культуре», ясно из названия. А вот выставка «По волнам нашей памяти», где устроители попытались восстановить быт советских людей 20–50-х годов прошлого века, — несколько часов счастья для всех ностальгирующих субъектов. Конфеты, которые вы ели в детстве, капроновые платья студенток МГУ и патефонные пластинки лейтенанта Якова Джугашвили (31 декабря и 1 января — выходные дни).

Музыка

Самым умным поступком для тех несчастных, что остались в Москве на Новый год, будет пойти 31 декабря на классический концерт. Их будет три — точнее, их, конечно, будет гораздо больше, но одновременно пройдут три таких, которые нельзя пропустить. В консерватории пианист Даниил Кремер, дирижер Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр будут играть легкую классическую музыку — Гершвина, Штрауса, Цфасмана (который сочинил множество советских песен и несколько русских народных) и Оффенбаха (31 декабря, Большой зал консерватории, 19.00).

В это же время в Доме музыки Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр устроят вечер популярных классических оперных арий. Петь будут тенор Чарльз Кастроново и сопрано Екатерина Сюрина, очень красивая женщина с потрясающим голосом и многочисленными контрактами в Европе, пока что нам еще иногда удается увидеть ее на родине (31 декабря, ММДМ, 19.00).

В то же самое время в Концертном зале Чайковского выступят Юрий Башмет и его «Солисты Москвы». Они будут играть Штрауса, всенародно любимую «Летучую мышь» в оркестровой версии (Концертный зал Чайковского. 31 декабря, 19.00).

Одновременно в малом зале ММДМ состоится концерт звезд фестиваля «Возвращение». На этом странном фестивале выступают люди, уехавшие из России еще детьми и за границей ставшие отличными музыкантами. Имена их большинству слушателей ничего не говорят, но ведь интересно же… Хотя, может быть, и не на Новый год (Камерный зал ММДМ, 31 декабря, 19.00).

Аккурат 2 января можно было бы сходить в Рахманиновский зал консерватории на концерт «Кастраты и примадонны» — старинные арии. Риккардо Броски, Жозе-Никола-Панкраса Руайе, Джеминиано Джакомелли. Петь их будет одна и та же меццо-сопрано Татьяна Дивакова: по разным причинам мальчиков для оперы больше не кастрируют (Рахманиновский зал консерватории, 2 января, 19.00).

Если классическая музыка не приносит облегчения, можно попробовать что-нибудь попроще. В Москву на Новый год приедет Дэвид Браун. В «Икре» он сначала будет развлекать публику в составе Brazzaville, причем начнет еще в этом году, а на следующий день, 1 января, он споет сольную программку — похмельная акустика барселонского мачо.

В «Б2» выступит «Сплин». Что-то плохое произошло с Васильевым и его группой в последние несколько лет, так же как и со всеми остальными, но это же не повод не пойти на его концерт в праздничный вакуум. В конце концов, ведь это он написал бессмертные в своей безжалостности строки: «Она хотела даже повеситься, но институт, экзамены, сессия» (5 января, «Б2», 23.00).