Сразу после окончания полицейской академии штата Массачусетс два выпускника «распределяются» по разные стороны баррикад. Одного (Леонардо Ди Каприо) внедряют «под прикрытием» в бандитское логово к местному пахану (Джек Николсон), другой (Мэтт Дэймон), выкормыш этого пахана, отправляется в уголовный розыск саботировать правосудие в пользу своего тайного покровителя. Взаимооборотневый обмен прошел успешно: каждый из засланных казачков справно гадит в ворота противника, срывает операции и сдаёт явки с адресами. Но в один прекрасный день они получают приказ отыскать «крысу-стукача» — то есть друг друга.
А так как каждая из сторон решительно настроена станцевать вальс «Бостон» на могилах своих врагов, то начинает сильно пахнуть свинцом.
Скорсезе, снимавший в новом веке лишь дорогие костюмные картины, возвращается на асфальт злых улиц с римейком гонконгского суперхита «Двойная рокировка». Правда, тот чувственный, жестокий, бескомпромиссный и непредсказуемый Скорсезе, возвращения которого ждали многие, скорее всего, уже не вернется никогда. Вместо него явился умелый, молодцеватый, энергичный режиссёр с прекрасным пониманием коммерческой составляющей, не отягощенный большими идеями и неподъемными художественными задачами. Оставив актёрам значительное пространство для маневра и импровизации, он споро и стремительно несется со своим фильмом навстречу широким зрительским массам. Фирменное, скрупулезно продуманное графическое насилие, патологическая въедливость в деталях и шокирующее препарирование человеческих душ больше не занимают Скорсезе, смягчившегося то ли от возраста, то ли от гигантских голливудских бюджетов.
Всё работает как часы.
Старый оператор мэтра, немец Михаэль Бальхауз пренебрегает операторской эквилибристикой и снимает на крупных планах — обстоятельно и консервативно, причем снимает такое количество народных и заслуженных артистов сразу, что глаза разбегаются. Есть лишь одно досадное обстоятельство: Скорсезе вернулся в криминальное кино без Роберта Де Ниро — своего верного талисмана, альтер-эго и барометра, того решающего ингредиента, который англоязычные именуют словом «спайс». Новая муза режиссера — замечательный актёр Леонардо Ди Каприо — где-то внутри это тонко чувствует и интуитивно пытается «играть в Де Ниро»: кривит ртом, угрожающе хмурится и настороженно глядит исподлобья, но, увы, дает в «Отступниках» свое первую серьёзную осечку. Переосмыслить эффектный образ, созданный в фильме-оригинале Тони Люном, придав ему свой неповторимый колорит, Лео, к сожалению, не удалось.
Забавно, что в картине блистают как раз те, от кого это меньше всего ожидалось.
Обычно скованный и угловатый, Мэтт Дэймон вдруг распрямился, отбросил тяжелый портфель отличника и стал поразительно естествен и искрист — перчёный текст сценария убедительно и живо слетает с его уст в бойком кинопрокатном дубляже. Вполне хорош и Марк Уолберг в роли хамоватого куратора-сержанта, и трогательный ветеран Мартин Шин в роли капитана-связника. Ну и, конечно же, Джеки-бой — шестидесятидевятилетний матерый человечище.
Друг Джека Николсона артист Том Сайзмор сказал недавно, что старина Джек — единственный лицедей из ныне живущих, способный превратить сценарий, не годный даже для районного телевидения, в аттракцион «оскарного» калибра. У «Отступников» со сценарием и так всё было в порядке, но старый сатир Николсон умудрился запулить его на недосягаемый уровень своим торнадо уморительных и хлестких экспромтов. Впервые освятивший своим присутствием кадр великого Скорсезе,
Николсон выдал в роли преступного авторитета Фрэнка Костелло термоядерного Мефисто, что-то среднее между стэнд-ап-комиком и «бостонским душителем», в щепки вынес топором дверь «Отступников» и оглушительно рявкнул на все 150 минут фильма: «А вот и Джеки!»
После этого громогласного рыка никому из именитых и уважаемых актёров добавить было уже нечего.
И напоследок важная ремарка: не надо пытаться сравнивать «Отступников» с другими знаковыми лентами Скорсезе. Вернувшись в свою любимую современную городскую среду, великий американский режиссёр беззастенчиво снял развлекательную остросюжетную ленту — не тонкую психодраму, прячущуюся в теле криминальной саги, а крепко сбитый, шикарный полицейский триллер, от просмотра которого на душе становится бодро и свежо.