Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Секретные материалы

Открылся фестиваль «Образы Америки».

Фото: outnow.ch
Открылся фестиваль «Образы Америки» — вполне достойный набор классики и современности самого раскрученного и неизученного кинематографа в мире.

«Образы Америки» — своего рода парадокс. Если Старый Cвет весьма усердно заботится о продвижении своего кинематографа и фестивали британского и французского кино проходят уже довольно давно, то кино Америки успешно шло самоходом — через коммерческий прокат и общее уважение к традиции. Вот только большая часть этого кино оставалась дома — многочисленные «независимые» и документалисты так же подмяты большим Голливудом, как весь мир.

Штука же в том, что кинофестивали — это не только коммерция, но и идеология.

Америка, чей имидж сегодня особенно нуждается в подтяжках и коррекции, поняла это с серьезным запозданием. Что ж, пути искусства неисповедимы, и чем больше в мире будет демонстраций с погромом «Mакдоналдсов», тем больше шансов, что нам покажут интересную культурную программу.

А программа «Образов Америки» вполне достойная. Задача выбрать из необозримого пространства самого мощного в мире кинематографа (не считая Голливуда) некий представительный ряд, не скатившись в ретроспективное занудство или сверхактуальное легкомыслие, была, очевидно, довольно трудной. Но призвали опытного Кирилла Разлогова — и все сложилось.

Фестиваль удачно открыла «Черная Oрхидея» Брайана Де Пальмы. Удачно, потому что киноманский взгляд стилизатора и живодера Де Пальмы, Голливуд 40-х, о котором идет речь в фильме, и общая атмосфера большого зрелища, окружающая картину, как нельзя лучше подходит для «Образов Америки». Продолжат же программу пять блоков: «Гении начинались так», «ИндиВид», «Классика Голливуда», «Экран.doc» и ретроспектива документалиста Фреда Уайзмена.

С гениями, разумеется, проще всего.

Гений мимикрии Тодд Хейн, чья «Вдали от рая» стала одной из лучших картин 2002 года, начинал давно, чему свидетельством «Яд» 1991 года. Сборник новелл по мотивам романов Жана Жене — мрачноватая чреда стилизаций под разные жанры, от докудрамы до хоррора. Гаса Ван Сента, довольно неожиданно выбившегося со своей трилогией о смерти «Джерри», «Слон», «Последние дни» в лучшие режиссеры современности, будет представлять «Mala Nocha» — экранизация романа Уолта Кертиса о любви американского интеллектуала к мексиканскому нелегалу. Когда б вы знали, из какого сора…

«Классика Голливуда» представлена тремя лентами (вот уж, наверное, была головоломка при отборе). «Ранчо с дурной славой» — вестерн Фрица Ланга, успешная попытка немца укорениться в Голливуде, который так и остался для него чужим. История мести ранчьеро бандитам, убившим его невесту во время ограбления, должна быть украшена надписью «В главной роли — божественная Марлен Дитрих». Родео-вестерн Николаса Рэя украсим надписью «В главной роли — неподражаемый Роберт Митчам». Романтическую комедия Мервина Ле Роя «Безоговорочно» снабдим примечанием «Джон Уэйн без седла и кольта — все равно Джон Уэйн».

Программа «ИндиВид» — загадка и тайна.

Продукция независимых режиссеров всегда кот в мешке. Впрочем, обращает на себя внимание «Кирпич» Райана Джонсона — неонуар с аллюзиями на Чандлера и Хэммете, действие которого происходит в современной школе: парень расследует исчезновение своей подружки. «Девять жизней» Родриго Гарсиа — портрет девяти женщин в не самый простой момент их жизни. Парню удалось заполучить на площадку Гленн Клоуз и Дакоту Фаннинг, прокатиться по фестивалям и получить хорошую прессу. Всего в программе шесть фильмов, каждый — надежда избавиться от вкуса промокашки, который оставляет обленившийся большой Голливуд.

Документальная программа — загадка еще большая. Семь фильмов расскажут о борьбе за равноправие женщин («Tupperware!»), схватке с бессонницей («С широко раскрытыми глазами») и со смертельной болезнью («Слишком быстро»), о танцах, уличных боях и регби. По идее смотреть нужно все — качественная документалистика здесь показывается все еще редко.

И тем более надо смотреть ретроспективу Уайзмана. Обладатель «Эмми», приза берлинского фестиваля, номинант «Санденса», Уайзмен исследует социальные институты и их давление на человека. То есть лучше всего выполняет функцию «Образов Америки» — рассказывает о стране, которую мы, в сущности, совсем и не знаем.

С программой фестиваля можно ознакомиться на его сайте.