Московская городская дума планирует упорядочить движение в Москве. Начинает с малого: с движения по городу в вечернее и ночное время подростков в возрасте до 14 лет. Предполагается запретить означенной категории граждан находиться на улице в различных заведениях после 22 часов без сопровождения родителей или специально уполномоченных взрослых.
В действительности, под присмотром специально уполномоченных взрослых, а значит, не подпадающими под санкции нового закона, в указанное время в Москве оказываются в основном подростки обоего пола, оказывающие сексуальные услуги. Либо младшие группы различных активных объединений - от криминальных до идейных, например, национал-социалистических. Все остальные категории юношей и девушек представляют определенную проблему, а где-то даже и угрозу общественной безопасности.
Кроме того, человек в указанном возрасте не имеет паспорта или любого другого документа, удостоверяющего личность. Поэтому совершенно непонятно, за что с него можно взымать деньги - за отсутствие регистрации, отсутствие документов, приготовление к хулиганским действиям? Это в свою очередь может создать неприятный прецедент, то есть затруднить традиционное бездокументальное штрафование любого гражданина, оказавшегося в вечернее время в столице, даже без учета возраста. Даже говорить не хочется, до чего здесь можно дойти. И это еще не все проблемы. Да просто элементарные отпечатки пальцев у подростка не снять без присутствия родителей. Более того, и уголовный кодекс для этого возраста крайне ограничен в своих возможностях. Становится понятно, что без строгой регламентации передвижения этой малоуправляемой и потенциально опасной части общества не обойтись.
С этой точки зрения представляется целесообразным дополнить вполне своевременный и полезный закон механизмом реализации. Сегодня такой механизм, как и любой другой, реально может начать действовать на коммерческой основе. Поэтому явно недостаточно только предполагаемых штрафов или, как их зовут в народе, МРОТов. Начинать, как это и положено, следует с лицензирования. То есть сопровождающие подростков взрослые, возможно, за исключением родителей, должны будут получить официальную лицензию на сопровождение. Отсутствие таковой может служить основанием для штрафования:
- взрослого, сопровождающего подростка в вечернее или ночное время без лицензии,
- самого подростка или группу подростков за нахождение на улице без сопровождения взрослого, поскольку взрослый без лицензии не имеет права на сопровождение,
- владельца заведения или развлекательного учреждения, где обнаружены подростки в сопровождении взрослого без лицензии.
(Владельца заведения, впрочем, лучше оштрафовать в любом случае, дабы не пришла привычка не платить.)
Соответственно, для выдачи лицензий следует создать специальную службу, финансирование которой необходимо предусмотреть в городском бюджете. Увеличение расходной части бюджета в этом случае оправдано важностью поставленных задач, а кроме того, будет малозаметно, особенно учитывая степень прозрачности городского бюджета.
Далее, для избежания злоупотреблений, имеет смысл установить специальные расценки на услуги, связанные с прекращением нахождения подростков на улице и в заведениях в запрещенное время. О тарифах широко оповестить население. Под таковыми услугами понимается транспортировка подростков из мест запрещенного пребывания в места разрешенного пребывания, а также передержка подростков, в случае невозможности немедленно вызвать родителей.
Разумеется, в процессе реализации закона появятся новые возможности для регулирования на коммерческой основе, тогда перечень платных услуг может быть расширен. Пока же предлагается начинать с необходимого. Ибо хороший закон всегда окупаем.