Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Страшная тайна русских и украинцев

Политолог

Украина и Россия, ставшие за последний год лютыми врагами, по-прежнему имеют много сходства. Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что Россия и Украина — «одна страна». Теперь это как раз точно не так. Но даже, оказавшись, по Гоббсу, в «положении гладиаторов, направляющих оружие друг на друга», два соседних народа не могут избавиться от общих портретных черт.

Оставим в стороне древнее прошлое, хотя обе державы наши не просто долгое время пребывали в составе сначала Российской империи, а затем СССР, а ведут начало своей государственности из одного города, где от площади Независимости до музея «Белой гвардии» писателя Булгакова на Андреевском спуске меньше получаса неспешной прогулки. Лучше поговорим о настоящем.

На первый взгляд сегодня мы полная противоположность. Новые власти Украины декларируют намерение строить демократию и идти в сторону Европы, в то время как Россия заявляет о праве на «особый путь», все сильнее увязая в советском прошлом. Впрочем, совсем, казалось бы, недавно ситуация была ровно обратной: 15 лет назад Россия, возглавляемая молодым президентом, свободно говорящим по-немецки и тепло принимаемым на Западе, казалось, быстро менялась к лучшему, становясь все более европейской по образу жизни. В то время как Украина времен Кучмы как раз-таки выглядела «советским оазисом».

Все говорят, что в России сегодня невозможен свой «майдан». Это, скорее всего, правда. Но дело в том, что именно в России нечто похожее на «бархатную революцию» произошло задолго до Украины. В 1990–1991 годах, когда московские митинги могли собирать до сотни тысяч участников, когда в августе 1991-го москвичи вышли на защиту своего суверенитета от ГКЧП.

В те августовские дни я, так случилось, проводил лето на Украине — прекрасно помню, какая тишина царила тогда там. Как не могу не видеть, что теми, кто участвовал в тогдашнем массовом демократическом движении в России, голосовал за Ельцина и выходил на митинги «Демроссии», спустя 25 лет правят разочарование и апатия.

Не знаю, грозит ли разочарование сегодня тем, кто более года назад вышел на площадь в Киеве. Однако совершенно очевидно, что Украине, как и России, пока очень далеко до современных стандартов демократии, а еще дальше украинская экономика находится от уровня развитых европейских стран. Власть сменилась, конечно, но никуда не делись ни коррупция, ни олигархи с бандитами, ни нищета. И хотя украинские политики грезят европейским будущим своей страны, в самой Европе эта перспектива видится все более туманной и отдаленной.

Меж тем элиты двух стран необычайно похожи. Главным образом тем, что элитой это лучше называть в кавычках.

В обоих случаях речь идет о нуворишах, выросших в среде позднесоветского комсомола и прошедших социализацию в криминальных отношениях двух постсоветских десятилетий. Закаленные в «войне всех против всех», они не верят ни во что, кроме грубой силы, не признают закона, смеются над равенством, а справедливость понимают исключительно как выгоду для самих себя, полученную здесь и сейчас. Ради этой выгоды можно нарушить и закон, и любые достигнутые ранее договоренности. Карьерные траектории их молодости были сломаны внезапным концом коммунистической системы, с тех пор они не планируют дальше трех лет. Важно поэтому только то, что ты «отжал» сегодня. А репутация, как и совесть, не более чем химера.

Отличие украинских и российских «верхних людей» состоит, пожалуй, в двух пунктах. Украинцы, не имея доступа к сырьевой ренте, значительно беднее российских коллег, которые при всем своем богатстве гораздо менее свободны и давно выстроены в вертикаль под контролем государственных силовых структур.

Сделать это на самом деле было не так сложно: сверхдоходы в России можно получать лишь через доступ к нескольким крупным отраслям, а также к разбухшему на нефтедолларах госбюджету — в один прекрасный момент все это было поставлено под единый контроль. Предпосылки к централизации российской олигархии, как ни странно на первый взгляд, были заложены еще во времена печально памятной «семибанкирщины»: если главных миллиардеров и собственников страны можно собрать за одним столом, значит, на следующем шаге обязательно должен был найтись кто-то один, кто всех их себе подчинит.

Любой украинский президент последнего десятилетия, будь то Ющенко, Янукович или сегодняшний Порошенко, разными способами пытался делать одно и то же — усиливать собственную власть, подчинив или хотя бы умерив аппетиты других олигархов, стянув больше полномочий под администрацию президента, подчинив себе ключевые ведомства и т.п.

Просто в России это все давно и успешно пройдено. Да, пока никому из украинских лидеров не удалось стать Путиным у себя в стране и, вполне возможно, так никогда и не удастся. Однако вряд ли кто-либо из ныне доминирующего поколения украинских политиков-тяжеловесов способен разглядеть для себя иную идеальную модель.

Главным стержнем и в большой политике, и в экономике обеих стран остается тотальная коррупция. Кажется, здесь Украина даже немного превосходит Россию. И отличие опять же в степени централизации. К примеру, когда шофер-дальнобойщик пересекает украинскую границу, к нему в кабину тянется чуть ли не десяток рук, жаждущих той или иной мзды. В России с коррупцией давно полный «порядок», можно сказать, принцип «одного окна», когда известно, кому конкретно, сколько и каким способом нужно заносить.

Система криминала одна и та же, просто в одном случае она более совершенная, а в другом — пока нет.

Еще одна общая деталь — бихевиористская — отсутствие умения договариваться, идя на компромиссы. Плюс страх любого многообразия и искренняя вера, что сила — в монолитном единстве и отсутствии несогласных. Ровно поэтому украинская сторона даже слышать ничего не желает о возможной федерализации и никто на Украине не готов идти на предоставление русскому языку равных прав хотя бы в нескольких регионах. Для любой большой по территории и населению развитой страны Европы и Северной Америки федеративное устройство, как и культурное разнообразие, давно признанная норма.

В вопросах прав меньшинств, равенства граждан, демократии и самоуправления, в отношении к окружающей среде ни Россия, ни Украина до сих пор не совершили той ценностной трансформации, которая произошла на Западе после 1968 года, — с точки зрения прогресса главной мировой революции последних десятилетий.

Неудивительно поэтому, что на фоне нынешнего чудовищного кризиса война оказалась единственным рецептом действия для обеих сторон.

Одних не устроила смена власти в соседней стране, и вскоре туда отправились «зеленые человечки». Другим не понравились протесты русскоязычных граждан на востоке — ответом стали пресловутая АТО и страшный одесский пожар.

Зато теперь обе стороны прекрасно используют войну в своих интересах. Пока продолжаются перестрелки на востоке, киевские власти имеют объяснение, почему в стране так плохо с экономикой, да и за позитивные результаты реформ можно не беспокоиться: если «на нас напали», какие уж тут реформы? Похожая ситуация в соседней России, где присоединение нового куска земли стало искуплением за все предыдущие грехи власти, а то, что цены в магазинах растут и повсюду увольнения, так это ж сама Америка против нас воюет, ясное дело, на Украине. Новая «холодная война» с Западом и санкции — прекрасное оправдание прежних ошибок в экономической и социальной политике.

Народ в обоих случаях все понимает «правильно» и готов потерпеть. Война идет, какие могут быть жалобы? Тут уж не до сыра с плесенью и даже сала не надо.

Кстати, еще одно удивительное нутряное сходство при всех внешних различиях. Посмотрите, кто из фигур прошлого выбран сегодня в качестве главного исторического героя в каждой из стран.

На Украине это Степан Бандера, в России — Иосиф Сталин. На том и на другом много чужой крови, пролитой в Катыни или во время волынской резни. И тот и другой в разное время, чего уж там, дружили с фашистами, но это, конечно, был «вынужденный тактический маневр». Сторонники того и другого кумиров оправдываются тем, что от фашизма все равно страдали и с фашизмом воевали. Бандера, надо признать, конечно, меньше, чем Сталин, но и сам он был «меньше», маленький такой герой большого душегубства.

Потом они воевали друг с другом, и сегодня уже не разберешь, то ли Бандера — их украинский анти-Сталин, то ли сегодняшний образ Сталина — это такой наш российский анти-Бандера. Общее же очевидно: у современного, считающего себя европейцем человека и Бандера, и Сталин не должны вызывать ничего, кроме отвращения и презрения.

Наконец, последнее и, возможно, главное. Если говорить по правде, и украинцы, и россияне сегодня объединены одним общим качеством. В массе своей они живут крайне бедно, если не сказать в нищете, от которой бегут на заработки — кто в Москву, а кто на Запад.

Обе страны, некогда составлявшие промышленную основу бывшего СССР, сегодня все менее похожи на индустриально развитые, но все больше — на отсталые и крайне медленно развивающиеся. В обеих странах вот уже четверть века деградируют институты социального государства, образование, медицина, а пенсии таковы, что лучше до них не доживать.

Вот это наша общая страшная правда. Так удачно прикрытая теперь дымовой завесой преступной, братоубийственной войны.

Новости и материалы
В Совфеде назвали укрупнение регионов вопросом эффективности страны
В Якутии у самолета с пассажирами лопнули колеса шасси при посадке
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
В «Лаборатории Касперского» предупредили о главной в этом году цели хакеров
У побережья Панамы произошло сильное землетрясение
Сестра лидера Северной Кореи в очередной раз обвинила США
Буэнос-Айрес требует ареста иранского министра, считая его причастным к теракту
Ученые выяснили происхождение загадочных вспышек в космосе
Все новости